Психолог, сексолог, системный семейный терапевт, автор книги «Самооценка или Самоуценка. Работа над ошибками»

Жена полтора месяца назад заявила о разводе. Вчера состоялось заседание суда. Причина: я ее оскорблял. Я очень сожалею, что не держал себя в руках. Жена категорична, говорит, что с каждым днем все больше осознает правильность принятого решения. Я первые дни пытался извиняться через смс и звонки, но все тщетно.

У нас есть сын семи лет. В данный момент общаемся только по делам ребенку, не навязываюсь, так как считаю, что это вызовет еще больше агрессии по отношению ко мне. Очень сильно люблю ее и сына. Помогите, пожалуйста, советом.

Михаил, 35 лет

Здравствуйте, Михаил!

Если я вас правильно поняла, вы хотите наладить отношения и, вероятно, даже вернуть семью. Вот только вернуться в прежний контекст уже невозможно.

Для того чтобы быть рядом с женой и сыном, нужно начинать все сначала. Но еще раньше нужно закончить старые отношения. Те отношения, которые были у вас в семье, привели вас к текущей ситуации. И если ничего не менять внутри себя, то вы оба снова придете в эту же точку, к конфликту.

В идеале грамотно завершить испорченные отношения вам поможет семейный психолог

Но для этого вы оба должны согласиться на семейную психотерапию.

Вторая часть истории тоже связана с психологией, но уже личной: однозначно нужна психотерапия по управлению гневом. Вам предстоит разобраться с собой и своими чувствами, а также как выражать свой гнев без ущерба отношениям.

Когда вы пройдете все это, только тогда можно говорить о построении отношений — с нуля. Это будет включать в себя ухаживания, конфетно-букетный период и прочие радости, которые бывают в самом начале романтической связи. В этом случае можно надеяться, что вы снова будете все вместе. Вот только гарантий никто дать не может.

Путь этот будет не быстрый. Поэтому подумайте, готовы ли вы тратить время, деньги и свои силы на это.

Конечно, можно махнуть рукой на все и не делать ничего. Но мне кажется, в этом случае важно быть честным перед самим собой, чтобы иметь возможность сказать: «Да, я сделал все, чтобы вернуть то, что мне дорого — свою семью».