Врач-психиатр, психотерапевт

Сыну 33 года, мне 61. Он наркозависимый, а я долго не знала об этом. Живем отдельно друг от друга. Отец его умер. Только в прошлом году все зашло так далеко, что пришлось вызвать скорую, после трех дней в больнице он полгода не употреблял. Потом опять срыв, еще более серьезный, был в клинике неделю в мае. Сейчас говорит, что не употребляет, пьет лекарства от депрессии. Настроение плохое, не работает, много времени играет, я его вижу в выходные.

Не знаю, что делать. У меня с детства тревожное расстройство, что усугубляет ситуацию, не могу найти себе места от беспокойства. Общаться очень сложно.

Ирина, 61 год

Ирина, как бы это резко ни звучало, но надо перестать над ним «порхать». Он взрослый человек и должен стремиться к независимости и самостоятельности. Как мы писали ранее, это связано с инфантилизмом. Хорошо, что ваш сын лечится. Иногда напоминайте ему, что необходимо регулярно посещать доктора.

Вам надо жить своей жизнью, для себя! Ни в коем случае не откатывайтесь в прошлое, не ищите виноватых, и уж тем более не обвиняйте себя в случившемся.

Можно походить на занятия к психологу, существуют группы для созависимых. Подумайте о том, что бы вы хотели для себя, любимой, чем бы хотели заниматься, как проводить свое время.

Вы дали своему сыну достаточно, вы не бросили его, помогали и были рядом. К сожалению, не все зависит от нас. Люди сами выбирают свой путь. Как и любой любящей матери, вам трудно принять это, но другие варианты тут не сработают, к сожалению.

Опекая своего уже взрослого сына, вы рискуете превратить его в Обломова. Его проблемы — не ваш крест. Подумайте о том, как он будет жить и справляться, если вас не станет. Понимаю, что это звучит пугающе, но отрезвляет и помогает увидеть его как отдельного человека со своей жизнью, отдельной от вас.