Я глухой с рождения, мне абсолютно недоступно восприятие речи только по звуку — без слуха не активизировалась слуховая зона мозга. Любые слуховые инструменты (слуховые аппараты, кохлеарные импланты, дистанционные микрофоны) смогут дать мне только окружающие звуки за исключением речи — мозг не знает, как понимать речь. Недоступны радио, телефон, фильмы без субтитров, стоящий спиной преподаватель.
В младшей школе учителя входили в положение и всегда стояли лицом ко мне, в старшей уже нет, и пришлось перейти на индивидуальное обучение. В вузе уже совсем никто не вникал в положение, стояли всегда спиной, приходилось переписывать темы лекций из конспектов соседей и дома наверстывать по учебникам.
В вуз я пошел по настоянию родителей — чтобы был диплом и чтобы я без него в будущем не пропал. Жили в отдаленном селе, интернета долго не было, покупал различные самоучители. Работу (не совсем по специальности) нашел чисто случайно, по знакомству знакомых с их знакомыми. Как потом оказалось, мной просто закрыли квоту организации по инвалидам, собственно, работы для меня почти не было и нет.
Сейчас на организацию наложили западные санкции, под которыми она не сможет работать в полную силу. С началом мобилизации уехал за рубеж лучший коллега, с которым мы только начали крупные и интересные проекты — остальной коллектив мной не интересуется. В итоге я остался в деловом вакууме с чистым окладом.
К этому вакууму добавляется и вакуум в обществе — у меня почти нет друзей, со мной почти не общаются даже родители, новые знакомства не завести. Когда на улице обращаются — я не могу понять и просто прохожу дальше.
С детства родители были очень требовательны ко мне — всегда говорили, что я должен быть выше всех слышащих на голову, чтобы с учетом слуха оказаться на том же уровне с ними. А возможностей для этого не было — на одних самоучителях и вообще на самообразовании далеко не уедешь, интернета с курсами и вебинарами долго не было. Родители даже могли меня избить или наорать, если видели мою «лень» (которая на самом деле была тупиком возможностей).
Сейчас есть интернет и современные слуховые аппараты, но я и сейчас не могу понимать речь, ничего не могу понять понять в вебинарах и онлайн-курсах без субтитров. Идти снова на курсы или второе высшее образование уже нет ни возможности, ни желания.
В итоге вокруг меня полный вакуум — я вне общества во всех смыслах. Обращался к психологу — но и она зашла в тупик и смогла ограничиться только общими фразами.
Чем дальше заниматься, как и куда двигаться — совершенно не представляю. Сейчас также живу в отдаленном поселке, откуда далеко выбираться в цивилизацию. Сайты по фрилансу уже пробовал, везде натыкался на мошенников (что подтверждается отзывами других фрилансеров). Никаких других вариантов не вижу. Такой жизни вообще не должно быть.
На вас последняя надежда, хотя и тут надежды мало. Скорее всего и у вас ответ будет «примите все как есть и двигайтесь дальше (в никуда, к могиле)». Если посоветуете поискать удачные примеры у других — сразу скажу, что особо успешных и богатых глухих сейчас нет — даже американская актриса Марли Матлин почивает на лаврах одной роли.
Герасим, 45 лет
P. S. Имя изменено, так как в узком кругу глухих мою историю знают, и не хотелось бы получить от них волну «доброжелательности», если прочитают. Люди всякие есть.
Герасим, здравствуйте! История вашей жизни действительно кажется очень печальной, и мне бы хотелось выразить вам свою поддержку. Ситуация, в которой вы оказались, действительно кажется безвыходной, и, судя по вашему сообщению, все ваши попытки улучшить свое положение не увенчались успехом.
Однако, несмотря на это, я не могу не обратить ваше внимание на то, как много вы на самом деле сделали: обладая такой особенностью и проживая в маленьком городе, вы окончили школу, поступили в университет и нашли работу — пусть даже через квоту. Но многие ли могут похвастаться подобным результатом?
Возвращаюсь к безысходности — в вашем письме много мыслей о том, что лучше не будет, близких у вас нет, а на попытки пойти вновь учиться или завести друзей у вас больше нет ни возможности, ни желания. Можно только догадываться, как вы вымотались за все эти годы, но кажется, что прямо сейчас в вашей голове все стало совсем беспросветно, и это воспринимается вами как объективная реальность, которую вы видите, а другие — нет.
Наши мысли и настоящий мир только пересекаются, но не равны друг другу
Нельзя не согласиться с тем, что сейчас жизнь становится все труднее по огромному ряду причин, и в вашем случае все усложняется вашей врожденной особенностью. Здесь как будто просится помощь со стороны — и из вашего письма видно, что вы обращались к психологу (однако запрос до конца не ясен). Но, возможно, сейчас стоит обратиться именно к врачу и выяснить, в чем причина ухудшения состояния, чтобы затем получить квалифицированную медицинскую помощь.
Также хочется порекомендовать вам поискать сообщества «по интересам» — скорее всего, в интернете существуют группы (или чаты) поддержки для слабослышащих или вообще не слышащих людей. Создалось впечатление, что и на работе, и в личной жизни вас окружают только люди, которые не способны понять именно эту сторону вашей жизни, и, возможно, люди с похожими трудностями станут для вас приятной компанией.
Попробуйте не ограничивать себя самостоятельно в общении — вы пишете, что когда к вам на улице обращаются, вы проходите мимо, потому что не слышите. Я не буду, конечно, заставлять вас останавливаться и объяснять каждому свою особенность, но кажется, что иногда ситуации могут располагать к такому взаимодействию — в мире точно есть люди, которые совершенно спокойно отреагируют на просьбу написать то, что они хотят сказать.
В этом смысле интернет — идеальное пространство
Растет уже третье поколение людей, которые не выносят звонков и голосовых сообщений и предпочитают общаться только текстом. У вас наверняка есть увлечения, о которых вы могли бы говорить с другими людьми текстом. Уверена, что подобная коммуникация принесет удовольствие не только вам.
Ваша врожденная особенность — это то, с чем можно научиться жить. Но вы выросли в среде, где вам все время нужно было доказывать, что вы лучше, выше, сильнее, что вы достойны быть среди других людей. Создается впечатление: несмотря на то, что ваше общение с родителями сведено к минимуму, вы продолжаете мыслить именно их категориями. Ставить себе цели и задачи, для достижения которых вам может потребоваться куда больше работы, чем другим людям. И корить себя, если ничего не выйдет. Считать, что «такой жизни вообще не должно быть».
Принять себя, свои особенности и ограничения — это трудный и долгий путь длиною в целую жизнь
И проходить его придется через настоящие «джунгли» вашей психики. И вы, конечно, имеете право этого не делать. Но оглядываясь назад, глядя на того маленького мальчика, родители которого наказывали его за то, какой он есть, — попробуйте сказать ему и себе, что он представляет ценность для вас, несмотря ни на что. Возможно, этого не хватает вам обоим.