У меня есть сын, ему 14 лет. Когда-то его появление было настоящим чудом, потому что мне ставили диагноз «бесплодие». Мне было 23 года, и я ждала, что его рождение даст мне покой после затяжной депрессии, в которой я находилась лет с 16. Все будет по-другому, вот он, источник бесконечной радости…
Но малыш рос, и я столкнулась с проблемами: чувствуя себя никудышней матерью, я не могла разрулить детские конфликты в песочнице, я не могла объяснить и ответить на многочисленные вопросы подрастающего малыша, я стала пугаться собственного ребенка, понимая, что не могу быть в этом деле профессионалом (какой-то чертов перфекционизм).
Я не понимала, как правильно воспитывать сына, при этом осознавая ошибочность моей мечты о ребенке как о способе заткнуть свою зияющую дыру депрессивного состояния.
Страхи и нежелание жить вернулись в мою жизнь примерно года через 3-4 после рождения сына. Я чувствовала апатию, упадок сил и беспомощность, потому что отец ребенка не стал принимать никакого участия в его воспитании, а поддержки со стороны своей матери я не получала, у нас не было доверительных отношений, оттуда я получала только агрессию и постоянное подтверждение своей никчемности.
Я стала сбегать от сына куда угодно, в основном в работу, я перекладывала свою ответственность на родителей, других родственников, как будто боялась заразить сына этим вирусом безнадежности.
Ну а когда ему исполнилось шесть, я вообще выключилась как мама лет на пять, выполняя очень формальные функции, потому что родилась дочь и я всячески пыталась создать видимость счастливой семьи с ее отцом, который ненавидел старшенького как плод другого мужчины. Вбила себе в голову, начитавшись умных книжек: если между женщиной и мужчиной будет любовь, то деткам в этом пространстве будет счастье… И убила при этом несколько лет своей жизни на никчемного мужчину, который и сам психологически не вырос.
Я сняла с себя розовые очки, когда ребенку исполнилось лет 11-12. С ужасом поняла, что воспитанием старшего я не занималась, он рос, как трава в поле. Ребенок постоянно ощущал свою брошенность, ненужность, опустошение. В очередной раз пыталась переложить свою ответственность на маму и сестру, оставляя у них сына пожить на какое-то время.
Ну и сейчас я имею то, что имею и, конечно, заслужила: у сына низкая мотивация к учебе, наши отношения отстраненные и холодные. Я пытаюсь наверстать упущенное, изображаю из себя приличную маму… а ребенку-то я уже не нужна. Любая попытка сблизиться вызывает у него агрессию, он полностью закрыт от общения, сутками сидит в телефоне, не имеет практически никаких интересов, стал пропускать школу.
Ну и на уровне психосоматики: энурез, который я пыталась вылечить в течение многих лет, постоянные запоры, невроз в виде изгрызанных шариковых ручек, курение вейпов.
Я тихо наблюдаю, как угасает мой ребенок. Смотреть на это и чувствовать свое бессилие — нет ничего страшнее. Обращалась к школьным психологам, но получала оттуда кратковременную помощь с мотивировкой: а не сходили ли бы вы, мама, и не полечили бы свою голову для начала?
Не вижу просвета и не вижу перспектив в моем положении. Это как замкнутый круг. Ну и будущего не вижу радостного — ни у себя, ни у ребенка.
Наталия, 39 лет
Наталия, здравствуйте. Мне очень жаль, что вы оказались в такой непростой ситуации. Да, иногда кажется, что чем-то или кем-то внешним можно заполнить внутренние пробелы или исправить сложности, но, к сожалению, это не всегда работает.
И тем более таким средством самопомощи редко когда является ребенок. Ведь на уход за ним и его воспитание требуется очень много жизненных сил и энергии. Ребенку нужно отдавать много, из внутренней наполненности и изобилия. Но как отдавать, когда самой недостаточно?..
Да, вы не думали и не предполагали, что так будет. То состояние, в котором вы находились в момент рождения сына, было сложным. И случилось так, как случилось. И та вы, много лет назад, действовали наилучшим способом из доступных тогда и делали все возможное, исходя из своих сил и внешних обстоятельств.
Понимаю, что прошло время, и нынешняя ситуация непроста. Но вы молодец, что ищете помощи, ищете инструменты для того, чтобы поддержать и себя, и сына, вывести жизнь в другое русло.
Также понимаю, что хочется каких-то быстрых и четких инструкций, чтобы все поменялось и стало легко, но, к сожалению, таких инструкций не существует ни на одну жизненную ситуацию, не только вашу. Те процессы, которые длились и складывались «по кирпичику» много лет, исправлять тоже следует постепенно, потихоньку. И здесь я присоединюсь к мнению коллег, школьных психологов, и порекомендую обратиться за помощью к специалисту, психотерапевту. И вам, и ребенку.
Вам — для того, чтобы проверить свой организм на предмет депрессии. При ее наличии очень часто бывает состояние, когда перспектива радужного будущего отсутствует. На самом же деле будущее может быть очень разным, как его прогнозировать и определять — только наше субъективное мнение. Врач поможет разобраться, почему ваша психика так реагирует на окружающий мир и жизненные перспективы. Дело может быть в работе мозга и его рецепторов к гормонам радости.
Также можно обратиться к эндокринологу для проверки гормонального фона, который тоже оказывает значительное воздействие на наше состояние и настроение.
Сына тоже хорошо бы обследовать у психотерапевта и невропатолога, энурез — прямой показатель того, что это нужно сделать, помочь юноше вылечить его. Также важно, что сейчас ваш ребенок проживает подростковый период, который сам по себе сложен для психики и физиологии из-за мощной перестройки организма.
С пубертатом трудно справляться любому человеку, у этого жизненного периода много своих особенностей. А в случае, когда он проходит изначально в сложной психологической обстановке, без помощи специалистов будет непросто.
Наталия, у ситуации есть решения, и вы молодец, что ищете их, стараетесь и работаете над улучшением того положения дел, которое есть сейчас. Не берите все на себя и свои плечи. Вам с сыном сейчас сложно, но при хорошей помощи квалифицированных специалистов вы сможете все решить и обязательно будете счастливы. Сил вам! Уверена, вы все сделаете правильно!