Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Клинический психолог, консультант-аддиктолог, арт-терапевт, заместитель главного врача по реабилитационной работе в «Клинике Маршака»
Случайно в онлайн-банке у мужа увидела списание, а потом еще и еще одно. На мои вопросы он явно врал, что кто-то дал денег, а он закинул по просьбе того человека в игру. Кто и где — не мог пояснить. Я поняла сразу все. Позже взяла телефон и посмотрела траты за год (больше не получилось). И это больше миллиона рублей. Все туда.
Сказать, что я в шоке, не сказать ничего. Никогда раньше не было речи об азартных играх. Просто воровал из семьи.
У нас трое детей, с мужем почти 20 лет вместе. Любила его сильно, наша семья была каким-то идеалом. Понимаю, что не смогу жить, постоянно его проверяя. Для меня это предательство. Он обещает, что больше никогда не будет играть. Я не верю. Думаю, выход — только развод. Люблю его, и дети любят, да и он меня и детей, но не верю больше.
Анастасия, 37 лет
Анастасия, здравствуйте. То, что вы видите решение в разводе, это совершенно нормально. Но также вы пишете, что любите его, у вас есть общие дети. Давайте немножко разберемся, что это за проблема у вашего мужа. Когда человек получает информацию про проблему, иногда появляются новые способы решения.
Анастасия, у вашего мужа, судя по вашему рассказу, лудомания — это зависимость от азартных игр. Она проявляется в повторяющемся, плохо контролируемом желании играть, которое разрушительно влияет на отношения с близкими, работу и финансовое положение.
Лудомания — единственная поведенческая зависимость, официально включенная в «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» — это классификатор заболеваний психики, на который ориентируются психиатры и психотерапевты во всем мире.
Патологическая нечестность по отношению к близким — это один из симптомов болезни. Зависимый от азартных игр постоянно связан со своей одержимостью и навязчивым желанием играть. Ему приходится «оберегать» свою зависимость, и ложь другим, да и себе, тоже помогает ему и дальше не сталкиваться с реальностью и последствиями своего аддиктивного поведения.
Анастасия, скорее всего, у вас возникает вопрос, почему это случилось именно с вашим мужем.
Причины развития игровой зависимости точно не известны. Но, по всей видимости, одна из них — особенности работы мозга некоторых людей, повышающие их уязвимость к лудомании и другим зависимостям. Каждый раз, когда ваш муж делает ставку, активируется так называемый центр вознаграждения, расположенный в мозгу. В результате происходит выброс нейромедиатора дофамина. Одна из гипотез показывает, что люди, страдающие лудоманией, получают от этого особенно сильное удовольствие.
Конечно, еще влияют и личностные особенности вашего мужа, возможно, он импульсивен, испытывает потребность в новизне и острых ощущениях, трудности с принятием решений и планированием, частой и быстрой сменой настроения. Это одни из основных личностных черт, которые способствуют формированию зависимого поведения.
Вы пишете, что муж вам обещает, что он не будет больше играть. И знаете, что в этот момент он и сам может верить в то, что говорит
Он любит вас, детей, вы 20 лет вместе, и, конечно, ему все это дорого. В минуты здравого смысла он понимает, что игра в его случае — это проблема. Но просто обещания не работают с зависимостью. Можно попасть в когнитивную ловушку: когда влечение наступает, зависимый в какой-то момент сдается и разрешает себе последний раз сыграть. Но последнего раза не бывает, как только ваш муж начинает играть, его уже никто и ничто не остановит, только отсутствие денег — и то на краткосрочную перспективу. Как я уже писала, лудомания — это болезнь, и ее надо лечить.
Лишь единицы способны справиться с этим расстройством самостоятельно. Остальным требуется помощь врача: психиатра или психотерапевта.
Существуют также группы анонимных игроков. По структуре и формату работы они аналогичны более известным группам анонимных алкоголиков. Они также используют программу избавления от зависимости, включающую 12 шагов, и регулярно проводят собрания, на которых члены группы делятся опытом борьбы с пристрастием к азартным играм и поддерживают друг друга. Они абсолютно бесплатные и проходят практически в каждом городе мира. Есть форматы онлайн и офлайн.
Анастасия, я вам тоже рекомендую посетить группы для родственников зависимых. Анонимные созависимые — это большое сообщество родственников зависимых. Вы там можете получить опыт других людей и получить поддержку и помощь.
Анастасия, попробуйте поговорить с мужем о лудомании, расскажите ему, что это болезнь, что ему нужна помощь, скажите про группы или предложите обратиться за помощью к профессионалам
Расскажите ему о своей боли, обиде, страхе за него, за вас и за ваше настоящее и будущее.
Важно установить срок, в который он должен обратиться за помощью. Зависимые склонны к прокрастинации. Призывать его к обещаниям — совершенно бесполезно, вы уже и сами убедились. Если у вас есть еще желание сохранить семью, то попробуйте применить мои рекомендации. Если ваш муж категорически отказывается принимать ваши предложения, то тогда остается ваше решение — это развод.
У зависимых есть один сильный симптом — это анозогнозия. Клинический феномен, заключающийся в отрицании, игнорировании или недооценке пациентом своего заболевания. При данном расстройстве больные часто не признают наличие проблем со здоровьем, отказываются от лечения, не осознают последствий такого поведения. И у вашего мужа этот симптом тоже присутствует.
Анастасия, кроме групп для родственников рекомендую вам обратиться за помощью к психологу, чтобы понять, как вам самой жить, не пытаясь переделать партнера, не ощущая вины, принять свою ответственность за отношения в семье, а его ответственность — отдать ему.