«Я прошла расстановки по Хеллингеру – посоветовала подруга-психолог, очень рекомендовала. Мы живем в провинциальном городе, сюда иногда приезжают разные психологи и проводят тренинги. Приехала семейная пара, которая объявила о наборе в группу, где мы и занимались. Я прошла, мне было тяжело, но определенные выводы я сделала. Однако через полгода эта же моя подруга приходит и говорит, что этот метод ну если не шарлатанство, то где-то рядом, и что этот психолог Хеллингер даже одобряет инцест! А моя история отчасти касалась именно этого вопроса (не я участник – сводная сестра). То есть теперь мне надо плюнуть на результат? Как мне теперь жить? Я чувствую, что участвовала в чем-то гадком и сделала себе только хуже!»
Белла, 48 лет
Екатерина Михайлова, психотерапевт:
«Белла, ну право же, как можно до такой степени себе не доверять! Случилось так, что вы оказались между двух стульев (ролей, если угодно). Первая – нормальная клиентская роль: по совету подруги пошли на группу, было тяжело, но и толк какой-то для себя вынесли. Отлично, зажимаем свой результат в кулаке, думаем, дорабатываем самостоятельно, чего еще желать? Но тут подкрадывается вторая роль: подруга делится с вами критической информацией о подходе, имеющей хождение в профессиональной и околопрофессиональной среде, приобщает, так сказать, – и вы чувствуете себя обманутой, а ваш результат можно «зачеркнуть и плюнуть». Это с какой стати? Только представьте, сколько скандальных подробностей из жизни действительно великих – уж точно покрупнее Берта Хеллингера – можно найти в литературе! Достоевский не только был азартным игроком, он еще и долгов не отдавал. Теперь что, «Братьев Карамазовых» не читать в знак протеста? Мусоргский крепко пил – не слушаем «Хованщину». Чайковский имел нетрадиционную сексуальную ориентацию – долой «Щелкунчик», плюнуть и зачеркнуть. Ну и так далее. О «наших» великих – Фрейде, Юнге или Морено – даже говорить не буду, столько сказано нелестного на их счет, вплоть до психиатрических диагнозов. Я отнюдь не являюсь поклонницей расстановок по Хеллингеру, но знаю людей – в том числе и среди моих клиентов и студентов, – которые продвинулись в работе над собой благодаря участию в этих группах. И это хорошо. Более того, если бы они получили какой-то важный для себя результат благодаря африканским танцам с бубном, это было бы так же хорошо. Из чего не следует, что африканские танцы – лучшая на свете психотерапия. Дискуссии профессионалов – это одно, а реальная польза, полученная клиентом, – совсем другое. И вот почему: над проблемой клиента работает не столько метод, сколько сам клиент. Сколько и чего смог взять, столько и того взял. Метод дает этому форму, материал и язык, не более. Вы позволили себе зависеть от неустойчивого мнения подруги-психолога, а реальные свои ощущения и самостоятельно сделанные выводы готовы зачеркнуть. Мне кажется, что проблема в этом, а вовсе не в том, плох или хорош метод или его автор».