alt

«Меня мучает этот вопрос уже не первый день. Я его задала всем, кого знаю и кого не знаю. Спросила профессиональных психологов и педагогов, никто не дает однозначного ответа, мнения разделились. Одно объединяет людей: почти все воспринимают интровертов как что-то отрицательное и неудобное. А я считаю, что изначально мы все – амбиверты, но пока мы растем и развиваемся, пока нас воспитывают, в нас начинают преобладать какие-то качества с той или иной стороны. Поэтому при становлении личности в пубертатный период мы уже относим себя к категории экстра- или интро-. Но мы ведь всегда меняемся – и внутренний мир, и взгляды, и обстоятельства, и окружение, – и наш темперамент тоже подвержен переменам. Так что экстраверт может стать интровертом и наоборот, но второе сложнее из-за стереотипов общества. Обращаюсь к вам как к авторитету в области психологии. Что вы думаете по этому поводу и почему?»

Сандра, 23 года

Лариса Харланова, психолог:

«Здравствуйте, Сандра!

Интроверсия или экстраверсия не являются тем, что в нас могут воспитать, – так же, как и темперамент, впрочем.

Этот способ общения с миром мы если и приобретаем, то очень рано в детстве. Все, что мы можем сделать, – это учитывать эту свою особенность, принимая важные решения о профессии или сталкиваясь с тем, что нам очень трудно делать и в чем трудно участвовать. Люди оценивают интровертов негативно потому, что не очень понимают, о чем идет речь. Это легко спутать с шизоидными чертами или с аутистическими проявлениями.

У нас почти нет шансов развить другую сторону себя почти так же, как доминирующую. При воспитании детей, выборе для них занятий очень важно учитывать их особенности, защищая их от ненужного переутомления. Но известно, что многие люди становятся более экстравертными во второй половине жизни и наоборот, экстравертам становится доступна интровертность.

Недавно в аудитории психологического клуба в Цюрихе – старом здании, где возник Институт Юнга, – прозвучала фраза: «Я понимаю, что 90% людей, здесь сейчас присутствующих, это интроверты, но я предлагаю ...» Ведущий встречи предложил всем встать и перезнакомиться с максимально большим количеством людей, время на каждую «встречу» было ограничено и по звуку гонга нужно было переходить к другому человеку.

Известно, что большинство людей, выбирающих профессию психолога, – интроверты. Мне, например, было трудно говорить и встречаться с новым человеком каждые 5 минут, но когда я понимала, что это только потому, что я интроверт, что, в конце концов, напротив такой же человек и что все, в самом трудном случае, ограничено 5 минутами, я смогла расслабиться, превратить это в игру для себя и получить удовольствие от общения. А экстраверт вообще бы не задумался ни на секунду, начав общаться.

Интроверт – это не тот, кто не может общаться, это человек, обращенный всегда и прежде всего в себя. Интроверт может вести себя как экстраверт, но это потребует от него больше психической энергии».