В России вновь призвали запретить чайлдфри. Почему люди так настроены против тех, кто не хочет иметь детей?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Это все против мужчин»

Об очередном предложении чиновников запретить «движение» чайлдфри рассказала в своем телеграм-канале Ксения Собчак. Журналистка опубликовала отрывок из интервью председательницы Совета Федерации Валентины Матвиенко, в котором она рассуждает о трансформациях феминизма. «Платформой [феминизма] была хорошая идея — бороться за равноправие женщин. Но феминизм на Западе — он выродился, радикализировался, стал воинствующим, и эта благородная идея ими уже сдана в архив», — сказала Матвиенко.

Она также заявила, что современный зарубежный феминизм — это «противостояние, все против мужчин, традиционных ценностей, какие-то гендеры, которых уже более пятидесяти определено». В этом контексте она вспомнила «движение» чайлдфри: «Я считаю, это нужно запрещать законодательно, чтобы этого не было».

Кто такие чайлдфри

Чайлдфри (от англ. Child free) — это люди, которые приняли осознанное решение не заводить детей. Таковые всегда были и есть среди населения любой страны, в любой культуре, в любые времена. Но сам термин возник относительно недавно и распространился благодаря интернету.

Согласно исследованиям, люди решают стать бездетными по многим причинам:

  • нелюбовь к детям;

  • нежелание менять привычный образ жизни и брать на себя ответственность;

  • финансовое неблагополучие.

Критика

Идея чайлдфри подразумевает добровольный отказ от деторождения, в России ее сторонники часто сталкиваются с критикой в свой адрес. Так, политики неоднократно пробуют «запретить движение» и пропаганду чайлдфри (пока что безуспешно) или даже признать его «экстремистским»: до Матвиенко в 2024 году это сделать предлагали, например, глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина и заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов.

На этом фоне исследователи говорят о снижении рождаемости в России — она наблюдается примерно с середины десятых. Так, социологи подсчитали, что количество новорожденных в период с 2014 по 2023 годы снизилось на 35%.

Среди причин, почему россияне все чаще отказываются заводить детей, ученые назвали:

  • откладывание создание семьи «на потом»;

  • нарастание экономической неопределенности;

  • нестабильную геополитическую ситуацию.

Сами же россияне относятся к чайлдфри неоднозначно. Как пишет Forbes, 34% граждан выступают за запрет этой идеи, а 33%, наоборот, выступают категорически против запрета. Столько же участников опроса и вовсе заявили, что не знают, какой позиции по этому вопросу они придерживаются.

Почему люди настроены против тех, кто не хочет заводить детей

Екатерина Егорова

Психолог, гештальт-практик, сексолог платформы Zigmund.Online

У человека как биологического вида есть две базовые функции психики — выжить и размножиться. Программа «размножение» у биологического вида включается автоматически, если базовые потребности для «выжить» закрыты.

Кроме того, дети и сам процесс деторождения могут играть в обществе важные роли как в биологическом, так и в социальном смыслах.

Биологический аспект

Нам кажется, что если дети рождаются и доживают до трех лет, то жить достаточно безопасно. Если вокруг нас нет детей, то это воспринимается как угроза жизни, небезопасность, что порождает тревогу. А если источником этой тревоги видится определенный человек или сообщество, представители которого, как чайлдфри в данном случае, отказываются заводить детей, тревога приобретает направленность. Иными словами, появляется «источник переживаний» — и его нужно нейтрализовать, чтобы восстановить чувство безопасности. С этой точки зрения чайлдфри кажется именно источником угрозы биологической программе, поэтому такие люди у некоторых вызывают раздражение.

Социальный аспект

Люди — существа социальные и неразрывно связаны с обществом. Мы учимся говорить в социуме, строить отношения друг с другом. И нам важно быть принятыми и признанными другими людьми, «быть хорошими».

Когда появляются дети — для социума мы хорошие, ведь мы продолжаем род, делаем важное дело, воспитываем члена общества. Чайлдфри как будто создают угрозу в реализации этих потребностей (в принятии и признании): нам вдруг будто бы говорят (может, не прямо, но косвенно), что дети и родительство — это «нехорошо». При том, что рождение и воспитание детей — дело непростое. Это напряжение «нехорошести» очень хочется убрать — а значит, нейтрализовать его источник.

Кроме того, в контексте вопроса, заводить детей или нет, происходит настоящая борьба смыслов

Семья, дети, воспитание нового человека — во все это надо вкладываться эмоционально и физически, отдавать любовь, не будучи уверенным, что это все как-то вернется, причем достаточно долго. Все для того, чтобы вырастить новую личность в этом мире и научиться любить безусловно.

И как будто на другом полюсе — желание самореализации, финансового достатка. Чайлдфри так или иначе сигналят нам об этой второй стороне жизни, что вызывает напряжение. А если еще и в достаточно громкой, агрессивной форме — это вызывает ответную злость и агрессию.

Многим кажется, что идеология чайлдфри ставит привычную программу жизни под сомнение: люди не хотят детей и обоснованно аргументируют свой выбор. Ведь, если задуматься, то рождение детей — это действительно большая ответственность, ограничения в общественной жизни и карьере, финансовые и эмоциональные затраты. Люди, отказавшиеся от всех этих сложностей, вызывают раздражение.