Мне было пять лет, мы с мамой переехали в Москву. Одним из первых мест, куда я попала в столице, конечно же, было метро. На меня оно произвело неизгладимое впечатление. Больше всего понравилась Кольцевая линия: сказочные витражи на «Новослободской», барельефы на «Парке Культуры», колонны, огромные люстры — такого я раньше не видела! Но в то же время метро вызывало трепет: было страшно просто сделать шаг, наступить на эскалатор и поехать.
Долгое время я на него не заходила, а запрыгивала: боялась, что не попаду и он уедет без меня. Но ни тогда, ни в юности я и представить себе не могла, что когда-нибудь буду работать здесь.
Я себя считала творческой личностью, собиралась поступать на факультет журналистики. Потом жизнь внесла свои коррективы. Замужество, дети, проблемы... я работала менеджером по закупкам. Но идея сменить работу на что-то более интересное меня не покидала.
Не раз мы ее обсуждали на семейном совете. Мой муж — машинист на Таганско-Краснопресненской линии. Однажды он предложил: «А почему бы тебе не пойти к нам?» Во-первых, это стабильность — здесь не бывает задержек в зарплате, она постоянно индексируется, и есть уверенность, что без работы не останешься. Во-вторых, возможность карьерного роста. И я решилась.
Женщина управляет поездом — ведь такого много лет не было
Поскольку у меня был опыт работы в торговле, то вначале, окончив курсы, я пошла кассиром. Потом отучилась на дежурную по станции, следила за чистотой и порядком: если что-то идет не так, нужно быстро вызвать профильные службы. А когда объявили набор женщин-машинистов в метрополитен, то я сразу сказала мужу, что хочу попробовать.
Надо признаться, что он очень настороженно отнесся к моей идее, волновался. Он постоянно сам выходит в смены и знает, что это большая нагрузка. Да и родственники все очень переживали — профессия-то ответственная. Женщина управляет поездом — ведь такого много лет не было. Каким-то чудом мне удалось всех переубедить и настоять на своем «я хочу».
Набирали курс только из действующих сотрудниц московского метро, желающих было много, три человека на место, но я прошла конкурс. Я по характеру не трусиха, всегда уверена, что могу справиться со всеми сложностями. Поэтому тут я не боялась, и учиться я люблю.
Другое дело, что работа в метрополитене предполагает безукоризненное здоровье. У меня с ним проблем нет, но все равно были страхи: вдруг не пройду по медицинским показателям? Да и сейчас себя надо постоянно поддерживать в хорошей физической форме.
Не могу сказать, что учиться было легко. У нас в группе отсеялось несколько человек, девочки ушли почти сразу, едва начав обучение. Наверное, просто поняли, что это не их. А у меня, видимо, судьба.
Самыми сложными для меня предметами были электрооборудование и механика поездов. Первые два месяца мы изучали термины и разбирались, что это вообще такое. Потом у меня даже появился какой-то спортивный интерес, дополнительные вопросы: а что будет, если я нажму эту кнопку? Какое давление возникнет в таком случае?..
С нами много времени занимались психологи, психофизиологи. Мы проходили тесты на стрессоустойчивость. Сейчас я готова ко всему и уверена, что справлюсь с любой ситуацией. Правда, ничего экстраординарного не случалось, разве что несколько раз пассажиры в моем составе забывали вещи. Трогать их, согласно инструкции, мы не должны, ведь это может быть все что угодно. Вызывала полицию, они решали этот вопрос.
К каждой из нас был прикреплен опытный машинист-наставник. Под их руководством мы подтверждали свои знания на практике. Они даже удивлялись, что у нас так хорошо, быстро и правильно получается. Но все равно перед экзаменом волновалась. Мы ежедневно учились девять месяцев — это как ребенка выносить.
Конечно, все девочки сдружились за это время, мы столько вместе пережили! Иногда видимся, радуемся, когда совпадают ночные смены и удается немного поболтать в комнате отдыха перед сном.
Появление женщин, управляющих составами, мужчины восприняли благожелательно с самого начала
Мой рабочий день выглядит так: я заступаю на смену, прохожу предрейсовый медосмотр, инструктаж, и только потом в рейс. Во время работы я постоянно наготове: одной рукой управляю поездом, а другой держу «Тормоз экстренный». Поезда сейчас очень комфортные, менее шумные, управлять ими действительно несложно.
Напряжение, конечно, есть во время работы: я серьезно отношусь к своим обязанностям, поэтому в любом случае выкладываюсь по полной. На Филевской линии, по которой я вожу поезда, знаю все особенности станций. В конце смены сдаю маршрутный лист, расписываюсь в документах и на метро еду домой.
Некоторые профессии сейчас делятся на мужские и женские, где-то действительно нужна физическая сила, которой у нас нет. Но специальность «машинист электропоезда метрополитена» не из их числа. Мы так же хорошо справляемся со всеми своими должностными обязанностями, как и представители сильного пола.
Нет и конкуренции между нами и мужчинами. Ко мне всегда коллеги относились очень по-доброму, что-то готовы подсказать, помочь. Появление женщин, управляющих составами, они восприняли благожелательно с самого начала. Я чувствую себя с ними на равных. Нет какого-то пренебрежения, я такой же машинист, как и они, а не «машинистка» — для меня это женщины, которые печатают на пишущей машинке. Мы выполняем одну работу, нам нечего делить.
Метрополитен сегодня развивается просто какими-то космическими темпами, постоянно открываются новые станции. Я планирую и дальше двигаться по карьерной лестнице: можно стать машинистом-инструктором, заместителем начальника электродепо... И хотя мы с мужем работаем в одном месте, дома рассказываем, как прошла смена.
У меня возникают вопросы, он делится опытом, которого у него значительно больше. Конечно, у нас есть и другие проблемы и темы для разговоров, но все же работе мы уделяем большое количество времени. Это даже веселит наших детей. У нас две дочери: Николь учится в девятом классе, Есения — в третьем. Они уже выучили названия некоторых деталей состава, знают, какие могут случиться происшествия, и многое еще. А что поделать? Метро — это сейчас моя жизнь.