«Мне спокойно от того, что он не сделает первый шаг»
Альбина, 33 года
Впервые я встретилась с Артемом, другом моего будущего мужа Игоря, в супермаркете. Увидела, как парень с тележкой, улыбаясь, направляется навстречу. И по реакции Игоря поняла, что этот симпатичный голубоглазый шатен ему хорошо знаком. Помню заинтересованный, очень внимательный взгляд Артема.
«Это было неожиданно, будто в твою сторону летит мяч и ты инстинктивно пытаешься его поймать. Может, в глубине души я не хотел больше этот мяч отдавать…» — так позже сам Артем вспоминал нашу первую встречу.
Игорь много о нем рассказывал. Они познакомились во время учебы, оба получали второе образование в области информатики. С того дня мы стали общаться больше. Артем часто приходил к нам вечерами и на выходных, они с Игорем писали дипломную работу. После мы или вместе отправлялись куда-то поужинать, или я что-то накрывала дома. Артем всегда хвалил все то, что на скорую руку готовила, и я чувствовала, он хочет сказать мне гораздо больше. Но я — невеста его друга. Через месяц назначена наша свадьба, и Артем будет свидетелем жениха.
Если быть с собой честной — меня приятно волновала эта ситуация. Я понимала, что нравлюсь ему. В день свадьбы ловила его восхищенные взгляды. И когда через пару дней мы втроем встретились в кафе, а Игорь отошел ответить на звонок, Артем признался мне, что я была необыкновенно красива. Я отшутилась тем, что трудно было выбрать платье. «Это был лучший выбор. Впрочем, у тебя все — лучшее», — сказал он.
Чувствовал ли мой муж, что между мной и его другом перекинулся невидимый мостик взаимного интереса? Конечно, нет. Нас не в чем было заподозрить. Симпатии Артема я ощущала по его взглядам. А еще по тому, что он негласно всегда был на моей стороне. В любых разногласиях или спорах с Игорем, свидетелем которых он неожиданно становился, Артем принимал мою сторону, пусть и оборачивая свою поддержку в шутку.
Однажды я подхватила грипп, включилась сильная ушная боль. Не помогали никакие болеутоляющие, мучалась всю ночь, но не хотела будить Игоря, которому предстоял трудный день. О моем состоянии Артем узнал от мужа и впервые позвонил мне сам. Я чувствовала в его голосе беспокойство. Честно сказала, что мне плохо. Он ответил, что знает хорошего врача в больнице и сам меня к нему сейчас отвезет. Я предупредила об этом Игоря, и он, похоже, даже обрадовался, что Артем вызвался мне помочь. Тем самым с него снималась ответственность. Мне было так плохо, что я не задумывалась — почему в трудный момент меня спасает наш лучший друг, а не мой муж.
В больнице меня осмотрел врач, дал сильное болеутоляющее и выписал лекарства.
Все это время Артем был рядом. Когда мы остались в процедурном кабинете одни, он неожиданно обнял меня: «Тебе лучше?»
Я была благодарна ему за это объятие, внимание, душевное движение. Бессонная ночь, боль в ушах, напряжение давали о себе знать. Я расплакалась. Он гладил меня по спине, а потом достал салфетки и неожиданно поцеловал в щеку. В то место, куда скатилась слеза. «Прости», — сказала я, слегка отстраняясь и понимая, что мы зашли слишком далеко. «Я готов быть твоим носовым платком, что бы ни случилось», — улыбнулся он. И чтобы разрядить эту неловкую паузу, вышел принести мне воды. Вернулся, сел на кушетку напротив, и мы просто молча смотрели друг на друга. В это время мне позвонил Игорь. Я сказала, что все в порядке, Артем мне очень помог. «Хорошо, что у нас с тобой такой друг, малыш», — ответил Игорь.
После истории с больницей я чувствовала, что мы стали еще ближе. Вместе с тем понимала, что сам он никогда не сделает первый шаг навстречу. И, признаюсь, мне было от этого спокойно. В глубине души большего я и не хотела. У меня был муж, я любила его при всех недостатках и наших неизбежных конфликтах и ничего не хотела менять. И в то же время был Артем. Мой тайный рыцарь. Мой защитник, который всегда на моей стороне.
Когда муж защитил диплом, встал вопрос о том, чтобы переехать в другой город, где Игорь видел для себя больше профессиональных возможностей. Артем договорился с машиной. Помогал разбирать мебель. Я чувствовала, в эти последние дни он просто хотел быть ближе ко мне. В день переезда Игорь отправился с нашими вещами на грузовике, а я поехала с Артемом в его машине. И он признался, ему тяжело от того, что мы уезжаем. «Мы?» — какая-то сила заставила меня задать этот вопрос. «Ты» — ответил он. — Мне тяжело будет оставаться в этом городе, зная, что тебя нет рядом». Мне нечего было ему ответить. «Он просто друг. Очень хороший мой друг», — говорила я себе, возвращаясь к нему мыслями.
Случилось так, что после серьезной ссоры с Игорем я позвонила Артему. Это был импульсивный звонок. Он тут же ответил. Я расплакалась. «Скажи мне, что произошло? Как я могу тебе помочь?» — я снова ощутила радостное чувство того, что и на расстоянии по-прежнему ему дорога. «Ты помогаешь мне тем, что просто рядом», — сказала я. С тех пор мы не общались.
Я думаю о нем. И знаю точно — это взаимно. Однако по-прежнему ничего не хочу менять.
«Главные герои этой истории — супруги, а не появившийся третий»
Дарья Петровская, гештальт-терапевт
Альбина называет чувство Артема влюбленностью, но на самом деле мы не знаем, какие у него чувства к ней. По ее рассказу больше выглядит, что это порядочный молодой человек, который соблюдает свои и ее границы, не позволяет себе лишнего и проявляет уважение и к ней, и к ее супругу. Если называть этот процесс влюбленностью, то героиня в него тоже влюблена, и большинство переживаний, описанных ею, — это проекция ее собственных чувств. Третий элемент в паре появляется тогда, когда между двумя присутствует напряжение. Есть что-то, что ее не устраивает в Игоре, и похоже, что и мужа в ней. Зачем такая двусмысленная ситуация нужна Артему? Возможно, это избегание ответственности, которую предполагают долгосрочные отношения. А быть рыцарем и спасать даму в беде от случая к случаю — как раз подходящая позиция.
Основной фигурой этой истории для меня все же являются героиня и ее муж. Почему она говорит, что любит его «несмотря на все недостатки», хотя ей явно не хватает от него заботы и внимания? Что удерживает Альбину рядом с Игорем? И как развиваются их отношения без присутствия фигуры третьего? Потому что на место Артема обязательно придет кто-то другой, если они так и не смогут заговорить о том, что их обоих не устраивает в браке.
Не прояснять напряжение в паре — это тоже выбор. Только он в пользу того, чтобы не ссориться и тем самым сохранить баланс. Кроме того, важно выяснить, как супруги относятся к тому, что если одному из них не хватает внимания, то он может (или не может) добирать его на стороне. Будет ли это считаться изменой? Только таким способом между партнерами начинает появляться достаточное доверие и близость. В иных случаях напряжение будет копиться и непременно во что-то выльется: ссоры, измены или расставание.
Гештальт-терапевт