Мальчик 10 лет, воспитанный, прилежный, два года увлекался футболом, буквально жил им, мечтал о карьере футболиста. В марте месяце прошел отбор в государственное спортивное учреждение, где, по словам ребенка, его невзлюбил тренер. Родителям присутствовать на ежедневных тренировках запрещали.
В мае месяце тренер ему и еще одному мальчику сообщил: «Вы нам не подходите, нам придется с вами распрощаться!» И эти слова стали для нас роковыми. Мы не узнаем своего ребенка! Он не хочет слышать о футболе, перестал играть во дворе. Соответственно, сменил круг общения, стал общаться с девочками. Говорит, что с мальчиками ему неинтересно: они матерятся, смотрят всякую ерунду и говорят только о футболе, а девочки другие — добрые и хорошие. И он тоже добрый и хороший, не матерится, и с мальчиками у него нет ничего общего и общих тем для общения тоже нет.
Мы в шоке! Наш сын был прямо пацан. Воспитанный и прилежный, но пацан... А сейчас поменялся на все 180 градусов. Говорит, что он другой, не такой, как все, что он хороший. Переживаем, что он станет изгоем, ведь дети сейчас очень жестокие. Ранее он не мог усидеть на месте при виде мяча, и дома всегда пинал его, а сейчас сидит с девочками на футбольном поле в уголке, когда все играют в футбол.
Ольга, 39 лет
Ольга, судя по вашему описанию, в этом госучреждении мальчик получил какую-то информацию, которая кардинально не соответствовала его собственным представлениям о себе. Может быть, это было сообщение от тренера. Может быть, аналогичная обратная связь поступила и от членов его новой команды. И это несоответствие больно ранило ребенка. А его психика выбрала (в качестве способа защиты от травмирующего переживания) полный отказ от мира футбола, который ранее был смыслом и важной ценностью для ребенка, но стал причиной болезненных эмоциональных переживаний.
Я не знаю, насколько близкий и доверительный контакт между вами и сыном. Но порекомендовала бы деликатно выяснить, что именно сказал вашему мальчику тренер и почему он пришел к выводу, что он не подходит для данной команды. Может быть, стоит обратиться к специалисту, психологу.
Здесь важно разобраться, что именно имеет в виду ребенок, когда говорит, что мальчики плохие, а он и девочки — хорошие. Одна из причин озвучена — ему не нравится материться. Но складывается ощущение, что дети не смогли принять ребенка в коллектив, потому что его поведении есть то, что препятствует установлению некоторой общности между вашим сыном и другими ребятами.
Например, часто бывает, что ребенка с лидерскими качествами, претендующего на такую как бы руководящую роль в коллективе, остальные не принимают в качестве этого самого лидера. То есть он начинает учить других, давать оценки, советы, делать замечания. Но не имеет или не заработал авторитета для того, чтобы другие согласились на его главенствующую роль, такую чуть свысока позицию по отношению к другим.
Либо ребенок чем-то существенным отличается от других, и это является причиной отказа принимать его в свою группу. Но, опять же, не хватает информации, чтобы помочь ему осознать причину того, что произошло. А также, возможно, пересмотреть свои личные качества или индивидуальные особенности характера, принять решение скорректировать свое поведение для того, чтобы получить снова возможность быть принятым в соответствующую себе группу сверстников.
Бывает так, что разговор с ребенком помогает ему сделать вывод о том, что ребята именно из этой группы, класса, коллектива не подходят ему. У него с ними разные интересы, предпочтения, стиль поведения и прочее. Психолог в поддерживающей и доброжелательной обстановке может помочь ребенку обсудить эти важные для каждого подрастающего человека вопросы: какой я, какие другие, чем я отличаюсь от других, в чем мои сильные и слабые стороны, чего от меня ждут как от взрослеющего представителя мужского пола.
Так ребенку станет гораздо проще осознать, в чем причина конфликта или непонимания между ним и тренером и, возможно, между ним и ребятами. И тогда опять же — либо менять себя, если выяснится, что у ребенка есть качества, мешающие ему общаться с командой. Либо, напротив, начать искать подходящих для ребенка сверстников с такими же, как у него, установками, смыслами, ценностями.