Директор Московского гештальт института, научный редактор книги Фредерика Перлза «Эго, голод и агрессия».
alt
Фото
Getty Images

Я проезжал на машине через небольшой южнорусский городок и заблудился, пришлось уточнять дорогу. Объяснить мне ее взялся местный житель, очень пожилой человек, доброжелательный и с юмором. Кажется, он был совершенно доволен своей ролью проводника и растолковывал мне дорогу со вкусом и подробно. Беседа длилась всего несколько минут, мы разошлись, а я целый день ехал, согретый этим мимолетным общением.

И мне захотелось понять, что же такое было в нашем разговоре особенного? Может быть, дело в чувстве взаимного уважение, которое спонтанно установилось между мной и моим случайным собеседником? И которого порой остро не хватает в в нашем общения.

Обычно, если речь заходит об уважении, мы говорим так: «Я уважаю этого человека за то-то и за то-то». И даже если мы не называем причины своего отношения, то все равно как бы подразумеваем, что причины эти можно обозначить. «Его есть за что уважать» – это выражение мы слышим тоже довольно часто. Можно предположить, что в нашем сознании уважение обязательно связано с некоторыми специальными качествами и свойствами, с особенностями чьей-то личности. И тогда уважение — это оценка, которую мы выставляем другим людям.

Но на самом деле уважать другого следует просто за то, что он человек, личность. И в идеале такое отношение должно быть включено в ткань любого общения. Особенно важно понять, почувствовать вот что: если рассматривать уважение как условие любого общения человека с человеком, то исключений здесь нет, общаемся ли мы со случайным прохожим на улице, с попутчиком в купе поезда, с собственным ребенком, с милиционером или с тем, кого только что арестовали за кражу.

Понятие, противоположное уважению — унижение. Так сложилось, что в нашей жизни слишком много ситуаций, когда мы ему подвергаемся. Так, например, еще недавно в школах было принято ставить во входных дверях ребят-дежурных, которые проверяли, чистые ли у входящих руки. И были дети, которых выставляли за дверь потому, скажем, у них была грязь под ногтями. И сейчас эти ситуации бытового унижения никуда не делись. Унизительно, что в любой момент нас на улице может остановить полицейский, чтобы проверить документы. Унизительно, когда взрослый, опытный, дельный врач получает за свою работу в несколько раз меньше чем рабочий на автомойке. Таких мелких и крупных унижений в нашей жизни набирается много. Во всяком случае, достаточно, чтобы привыкнуть и перестать воспринимать их как ситуации, в которых мы друг другу отказываем в уважении.

Как же сделать так, что бы уважительное отношение друг к другу стало привычным? Одно из самых главных условий – это уважение к себе, безусловное и спокойное. Не в награду за успехи, а просто так. На первый взгляд кажется, что уж к себе-то мы, конечно, относимся с уважением. Но однажды я подумал, что было бы, если бы я обратился к постороннему человеку со словами, которыми порой ругаю себя за оплошности? Что было бы, если бы я также отчитывал своего коллегу, или сына или подчиненного? По отношению к другим я себе такого не позволю, а по отношению к себе – пожалуйста. И, может быть, научиться уважать других людей можно, научившись уважать себя просто за то, что ты есть.