Медиатор, бизнес-консультант, юрист

Моему старшему сыну 7 лет, учится во втором классе. Хороший, добрый, шумный мальчик. Я его очень люблю. Есть одно «но»: уроки. Сыну задают немного, но он растягивает этот процесс до вечера. Желание делать уроки есть, но качество исполнения хромает. Переписывает все по много раз из-за ошибок. Я каждый день ему объясняю, как пересказывать текст или выучить правило. Дело не в том, что не может, просто лень. Он говорит, ему это не надо, он устал. Конечно, устал, и я устала с обеда до вечера делать уроки. Учился хорошо, но во второй четверти успеваемость упала, особенно по математике, стал приносить двойки. Поговорила с учительницей, она в шоке, думала, с ним никто не занимается и не интересуется его успеваемостью. Вся эта ситуация меня эмоционально вымотала. Последний месяц я уже стала на нем срываться, бывает, ору на него, как ненормальная, даже стала обзывать. Я знаю, что нельзя на ребенка кричать и тем более обзывать его, но просто нет сил тратить на уроки по 5 часов и не видеть результата. Уроки самостоятельно он делать не хочет, так как якобы ему без меня плохо, он не понимает. Подскажите, пожалуйста, как повысить учебную мотивацию у сына? Как научить сына самостоятельно делать уроки? Как научиться спокойно относиться к учебе сына, если результаты учебы для меня имеют значение?

Юлия, 28 лет

Вы затронули важный вопрос, который нередко встает перед родителями детей, причем не только школьников начальных классов, но и более взрослых детей, учащихся в колледжах и институтах. Непростое время у родителей наступает и в периоды сдачи экзаменов.

Несмотря на то, что дети бывают разные, воспитываются разными родителями в разных семьях, источники проблем в учебе, как правило, носят схожий характер. Есть семьи, где дети воспитываются бабушками и дедушками. В других семьях активную роль в воспитании берет на себя отец. Иногда только мама занимается воспитанием детей, особенно, если она одна растит и воспитывает детей.

Контекст в вашем вопросе важен. К сожалению, из вопроса нет возможности понять, какое окружение у вашего сына дома. Полная ли семья? Сколько у него братьев или сестер и какого они возраста? Кто для него пример в семье и в школе, кто — авторитет? Есть ли друзья? Есть ли другие занятия, кроме учебы в школе, например, кружки, спортивная или музыкальная школа?

Контекст важен и для того, чтобы понять, есть ли у вашего сына интересы в других сферах, на которые он с большей охотой тратит время.

Давайте вместе попробуем найти причины, почему хороший, добрый, шумный мальчуган 7 лет не проявляет интерес к учебе, тратит много времени на уроки, делает их неаккуратно, просит от вас пояснений для выполнения домашних заданий, говорит, что ему без вас плохо, он не понимает, как делать задания. Причины могут быть разные. Предлагаю вам проанализировать возможность наличия следующих причин:

  1. Достаточно ли внимания вы уделяете сыну вне учебной сферы? Есть ли у вас другие совместные занятия, прогулки, поездки, чтение книг, походы в кино, театр, цирк? Ведь ребенку важно всестороннее развитие, время для отдыха, для развлечений. В распорядке дня желательно стремиться к соблюдению баланса между нагрузкой и отдыхом.
  2. Равномерно ли вы распределяете внимание и заботу между детьми? Судя по вопросу, у вас есть младший ребенок. Возможно ли, что ваш 7-летний сын таким способом привлекает ваше внимание, отвлекая от второго, более младшего ребенка? Ревностное отношение между детьми не редкость. Если вы будете день за днем показывать сыну, не только словами, но и действиями, что вы его очень любите и что он для вас важен ничуть не меньше, ситуация может измениться в лучшую сторону.
  3. Много ли у ребенка дел, занятий, не перегружен ли он? Для этого можно составить его ежедневный распорядок дня и проанализировать. Свериться с другими родителями, например, одноклассников. Если загрузка большая, можно ее уменьшить. Если неравномерная по дням, то скорректировать, распределив более равномерно.
  4. Высыпается ли ребенок? Важная часть жизни любого человека — сон. Для здоровья, как физического, так и психического, ребенку необходимо не менее 8 часов комфортного сна.
  5. Часто ли вы хвалите и одобряете детей? Это важная часть воспитания. Уделяя внимание тем сферам, где ребенок что-то делает хорошо или старается сделать, пробует, хоть и не получается, развитие навыков и способностей идет значительно быстрее. В вашей ситуации можно начать с того, чтобы найти успехи ребенка, пусть и незначительные, и подбадривать его, хвалить. Например: «Я вижу, как ты стараешься. Ты молодец, что согласился переделать домашнее задание более аккуратно». Тактильный контакт с ребенком важен не менее словесного. Обнимать и целовать ребенка, значит без слов давать ему понять, что он любим и важен. Это дает свои плоды.

Думаю, теперь вы можете продолжить этот список сами. Вопрос самостоятельного выполнения детьми каких-либо дел, а не только уроков, не менее важная часть воспитания и взросления. Вы можете предлагать ребенку делать что-нибудь самому, сопровождая это предложение своим одобрением: «Если ты сделаешь это сам, я буду гордиться тобой! Ведь это не просто!», «Я вижу, что ты теперь можешь справиться даже с таким сложным заданием сам! Давай ты сделаешь и мы потом вместе посмотрим, что у тебя получилось. Какой ты у меня большой. Мне очень приятно, что ты становишься самостоятельным» и т.д.

Почему это работает? В психологии родителя относят к «значимым взрослым» для ребенка, потому что ваши слова значимы! Если вы ругаете ребенка — ему плохо. Это вызывает апатию, снижает его самооценку, вызывает нежелание что-либо делать, чтобы не получить дополнительную «порцию» негативных оценок в свой адрес от значимого человека.

По сути — это защитный механизм психики. Делая что-то плохо, получая в свой адрес плохие оценки или грубые слова, ребенок также подкрепляет плохие мысли о себе: «я глупый», «я плохой», «я неудачник» и в конечном счете: «меня не любит мама, а за что меня такого любить?». Все это редко бывает стимулом к росту. Как правило, это имеет обратное действие. Обратите внимание на эту часть ваших с сыном отношений.

Важно повышать мотивацию сына не только в школьной учебе, но и во всех остальных сферах. Тогда у ребенка будет возможность выбора разностороннего роста.

Ответ на вопрос: «Как научиться спокойно относиться к учебе сына, если результаты учебы для меня имеют значение?» не прост. Попробуйте ответить себе на вопросы:

  • Что случится, если мои дети будут плохо учиться?
  • Что для меня означает «хорошо» учиться? Для меня важны знания детей по всем предметам или по каким-то конкретным? Или же для меня не важны знания, а важны оценки в дневнике?
  • Чем я хочу, чтобы занимались мои дети, когда они станут взрослыми? Какую профессию я хочу, чтобы они выбрали? А что я буду делать, если они захотят учиться или работать в другой профессии?
  • Знаю ли я примеры из жизни, когда люди живут счастливой, гармоничной жизнью во взрослом возрасте, хотя учились в школе «плохо»?
  • Забочусь ли я сейчас о детях, думая обо всем этом? Или я забочусь больше о себе?
  • Волнуюсь ли я о сегодняшнем дне или о будущем?

Старайтесь не забывать и о себе, периодически спрашивая: а как я себя чувствую? Есть ли у меня силы и ресурсы, чтобы дать детям свою любовь и тепло? Или я сейчас настолько утомлена, измотана, что мне нужен отдых для восполнения ресурсов или чья-нибудь поддержка? Как я могу восполнить свои ресурсы в сложившейся ситуации? Под ресурсами в психологии понимают как физическое, так и психическое состояние человека.

Вопросов много и все они не простые. Ответы на эти вопросы могут помочь посмотреть на вашу ситуацию значительно шире. Не стоит торопиться с ответами. Можно делать это постепенно, день за днем. Воспитание детей — это большая часть жизни. Такую задачу за один день не решить. Согласны? Вы любящая и заботливая мама. Дайте понять и почувствовать это вашим детям, и они ответят взаимностью. Счастья и благополучия вам и вашей семье!