Учитель и администрация школы не хотят заниматься обучением ребенка по программе 7.2 и склоняют родителей к переводу в коррекционную школу. У него проблема по русскому языку, индивидуального подхода нет. Адаптированная программа на сайте школы есть, а у учителя на столе ее нет.
Светлана, 47 лет
Светлана, если я правильно понимаю, у вас есть желание, чтобы сын учился в обычной школе, а не в коррекционной. Поэтому вы настаиваете на применении индивидуального подхода и адаптированной программы, которая размещена на сайте школы, но учитель, обучающий вашего сына, эту программу не применяет.
В вопросе читаю: «Учитель и администрация школы не хотят заниматься обучением ребенка по программе 7.2». Программа 7.2 разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР), в том числе имеющих трудности с речью. Ребенок с ЗПР может учиться в обычной школе, если там есть коррекционный класс.
Понимаю, что вы, как мама, пытаетесь защитить своего ребенка, создать ему благоприятные условия для нормального развития. При этом в вашем вопросе звучит категоричность: учитель и администрация не хотят заниматься ребенком. Вы это точно знаете? Да, я предполагаю, что вы много и долго беседовали с представителями школы и до сих пор считаете, что вас не слышат и не понимают. Не владею информацией о том, как строился диалог между вами, поэтому не могу ничего конкретного сказать или дать какие-то рекомендации, как вам грамотно построить разговор с администрацией школы, чтобы общение было эффективным. И для ребенка, и для вас было бы лучше, если бы вы сотрудничали с учителем, а не вступали с ним в конфронтацию.
Задам вопрос, который, возможно, вызовет у вас негативные чувства: раздражение, несогласие, негодование. Если они появятся, обратите, пожалуйста, на них внимание, так как это покажет, что мой вопрос попал в точку. В дальнейшем этот материал вы можете использовать в работе с психологом, если захотите к нему обратиться.
Итак, неудобный вопрос: принимаете ли вы то, что ваш ребенок особенный?
Желание, чтобы он учился в обычной школе, может показывать на то, что вы не принимаете тот факт, что ваш сын имеет ЗПР
Отдав его в обычную школу, вы пытаетесь сделать лучше для ребенка. Понимаю ваши рассуждения: сын будет общаться с детьми, у которых нет задержки в психическом развитии, что поможет мальчику дотягиваться до их уровня, а в дальнейшем почувствовать себя с ними наравне. Светлана, конечно, я могу ошибаться. Но ведь это не значит, что мальчику действительно будет лучше в обычной школе. В вашем вопросе нет информации о том, что говорит ребенок — хочет ли он сам учиться там, как он себя чувствует среди детей без ЗПР и как они к нему относятся. Вашему сыну может быть очень непросто.
Особенные дети не успевают перерабатывать информацию. Они замечают, что отстают от одноклассников, начинают сравнивать себя с ними, и не в лучшую для себя сторону, из-за чего расстраиваются. Дети с ЗПР так же, как и все, хотят, чтобы их отметили, похвалили. Но в силу заболевания им сложно быть на соответствующем уровне. В итоге — обида и злость. Такие дети могут вести себя вызывающе: громко разговаривать, отказываться выполнять задания, игнорировать замечания, тем самым перетягивая на себя внимание, вплоть до срыва урока. Я утрирую, но все же такое развитие событий тоже может быть. Вызывающим поведением особенный ребенок просит о помощи, но взрослые иногда не слышат его, не понимают.
Некоторые родители предъявляют своим детям с ЗПР такие требования, с которыми ребенку просто не справиться. В этом случае мамам и папам особенных детей необходимо понимать, насколько адекватны их ожидания от ребенка. Какие-то требования могут быть просто непосильной ношей для него. Что, в свою очередь, может привести к эмоциональному срыву и отказу вообще ходить в школу.
В связи с этим, Светлана, я бы дала вам следующие рекомендации.
Примите реальность. Возможно, это будет сложно сделать. Может быть, возникнет необходимость обратиться к психологу, чтобы он помог прожить пять стадий принятия — отрицание, торг, гнев, депрессия и принятие.
Задумайтесь о том, что в угоду своим желаниям вы ставите своего ребенка перед фактом: чтобы общаться с детьми без ЗПР и учиться в обычной школе, ты должен соответствовать определенным требованиям. Например, успевать на уроках и не отставать от одноклассников. Выдержит ли ваш ребенок такую эмоциональную и физическую нагрузку? Большой вопрос. Поэтому не требуйте от ребенка того, на что он сейчас не способен, а может быть, не будет способен никогда. Если вам сложно принять то, о чем пишу, смотрите пункт первый.
Посмотрите, какие еще есть возможности для обучения вашего сына. Это может быть коррекционная школа или класс, где ребенок будет чувствовать себя свободнее, в своей стихии. Дети с ЗПР, как правило, проявляют свои таланты в других областях. Как вариант, ребенку можно рекомендовать занятия в творческой мастерской или театральной студии.
Осознайте, что вы — хорошая мама, и это не требует доказательств. Да, у вашего ребенка задержка психического развития. Но это не делает вас хуже. Отмечу, что «хуже» и «лучше» — это оценка. Поэтому перестаньте себя оценивать. А если вы хотите кому-то что-то доказать, например, близким или окружающим вас людям, значит, вы живете не для себя, а для них.
Посмотрите фильм «Форрест Гамп». Полагаю, что вам откликнется образ мамы главного героя, у которого была задержка психического развития. И что-то для себя вы обязательно почерпнете.
Светлана, верю в то, что вы сможете найти общий язык и сотрудничать с администрацией школы, в которой учится ваш ребенок. Если не давить, то не будет и сопротивления с их стороны. Тогда вас услышат. И вы сможете договориться относительно дальнейшего обучения вашего сына. Успехов!