«Я родилась в семье советских инженеров — все стандартно: полки с книгами, турслеты летом, родительские посиделки с гитарой и походы по музеям и театрам. Училась хорошо, окончила школу с золотой медалью и поступила в вуз — хотела стать искусствоведом.
Мой муж — школьная любовь. Как встретились в десятом классе, так и не расстаемся — редкий случай в наши дни. Поженились мы, получив дипломы. Я стала работать в музее, а он занялся бизнесом с друзьями — и дела пошли в гору. Детей у нас нет.
Через несколько лет мы купили квартиру, потом построили дом и уехали жить за город. Муж привык к деньгам — а я, с одной стороны, рада возможностям, которые они открывают. Люблю путешествовать, например. А с другой стороны — где-то внутри меня так и живет эта скромная девочка из семьи советских инженеров, которая считает, что не в деньгах счастье, и ищет любви, дружбы, человеческого тепла.
Но именно из-за денег я оказалась в изоляции. Их же не скроешь, да и зачем? Я стала приезжать на работу на хорошей машине. Начала дорого одеваться. Муж дарил мне украшения.
Я увидела маленькую девочку, которая отчаянно пытается подружиться с такими же детьми, как и она сама
Мои коллеги стали демонстрировать неприязнь. Институтские знакомые — откровенно завидовать. Кто-то сам оборвал со мной общение. Например, когда муж подарил мне на юбилей лошадь, лучшая подруга перестала со мной общаться. У них с мужем финансовые сложности: ипотека, дети. Я пыталась деликатно предложить ей помощь — но она отказалась, назвав ее «подачкой». И перестала отвечать на мои звонки.
На работе, наоборот, у меня пытались занять денег. В первый раз я не отказала, но долг мне не вернули, и я больше не повторяла ошибку.
Мне иногда кажется, что я живу в вакууме. Жены и девушки партнеров мужа, которых я встречаю на вечеринках, намного моложе. И мне не о чем с ними говорить — все их интересы сводятся к украшениям, брендам, одежде. Им не нужны выставки, и они едва ли читали хоть что-то кроме глянца и светских сплетен. И друг про друга за глаза они говорят неприятные вещи — скорее всего, и обо мне тоже.
У меня осложнились отношения даже с сестрой — она считает, что я могла бы подарить им деньги на покупку нового внедорожника. Но ведь зарабатывает эти деньги мой муж, а не я. И он ответил «нет». Имел право. А сестра со мной теперь не разговаривает.
Мне одиноко. У меня нет друзей — таких, как в молодости, которые могли бы любить меня независимо от того, на какой машине я приехала. Которые способны порадоваться за наш успех. С которыми мне интересно говорить о кино, книгах и музеях. И которые не пытаются меня использовать и не злословят за спиной».
Анна, 35 лет.
«В жизни этой женщины, к сожалению, не было времени познакомиться с собой настоящей»
Лидия Федорова, клинический психолог
Когда я читала письмо Анны, мне сначала представлялась девушка — обыкновенная, как все, не сильно выделяющаяся среди других. Затем этот образ трансформировался в даму на дорогой машине. А в конце я увидела маленькую девочку, которая отчаянно пытается подружиться с такими же детьми, как и она сама. И вот она приходит в песочницу с красивыми, яркими и дорогими игрушками в надежде, что сейчас все обратят на нее внимание и позовут с собой играть, ведь у нее с собой столько всего.
Поначалу детям любопытно, что там принесли нового, чего нет у них. Но потом они теряют интерес, а кто-то откровенно завидует и не хочет дружить. И вот обиженная и отчаявшаяся маленькая девочка уходит со всеми своими новыми и дорогими игрушками куда-то вдаль.
В жизни у Анны, к сожалению, не было времени познакомиться с собой настоящей, узнать свои истинные желания, потребности, таланты, слабые и сильные стороны и взять ответственность за свою жизнь на себя.
Сначала «стандартная» советская семья, хотя это далеко не стандартный вариант, но других вариантов как будто и не бывает. Она — хорошая девочка-отличница, у нее первый и единственный партнер в подростковом возрасте, карьера по плану, как и было задумано, дом, дача… А потом вдруг много денег, которые зарабатывает муж. И теперь муж, а не родители, строит свои планы на жизнь девочки — на какой машине ездить, какие украшения носить.
У нее самой не было времени повзрослеть. И Анна до сих пор приносит красивые игрушки, чтобы с ней дружили. Но миру взрослых людей такие игры уже не интересны. А чтобы выстраивать другие отношения, ей нужно понимать, кто она, какая она, чего хочет, что ценит в людях, к чему стремится в дружбе. А пока внутренний ребенок чувствует себя одиноким и отвергнутым.
Об эксперте
Лидия Федорова — клинический психолог, нейропсихолог, работает в аналитическом направлении. Ее блог.