В 34 года психиатр поставил мне несколько диагнозов: биполярное расстройство, аутизм и невроз. Аутизм не в сильной степени, но для меня и это было шоком. Жизни в связи со всем этим нет вообще, и сексуальной в частности.
Первый сексуальный опыт был через несколько лет после этих диагнозов. Он оказался крайне неудачным морально и физически. Мужчина был недоволен сексом, оральным в том числе. С этим у меня самая большая проблема, хотя и в целом я скованна, не могу расслабиться, стесняюсь своего тела, оргазм не испытываю. Но я не фригидна.
После этого случая было отвращение к сексу, затем просто равнодушие. Я знаю, что с аутизмом это практически норма. Но не хочу быть одна. Что мне делать?
Виктория, 42 года
Виктория, здравствуйте! Знаете, чисто по-человечески хочется обнять вас и сказать: за диагнозами всегда есть человек, живой и дышащий. Психическая норма, по сути, — это способность адаптироваться к миру, меняя себя или меняя пространство. Таким образом, мы можем поставить вопрос: а действительно ли ваши дефициты являются всепоглощающими, или есть точки, на которые можно опереться и обрести баланс?
Насколько я поняла из вашего письма, невроз и биполярное расстройство вы воспринимаете скорее ровно, а вот аутизм выбивает вас из колеи. Аутизм — это спектр расстройств, а не одно-единственное заболевание. Каждый человек с аутизмом уникален и обладает своим набором свойств.
У меня хорошая новость для вас — у женщин в целом проявления аутизма более сглаженные. И адаптируются женщины легче, чем мужчины, потому что гораздо лучше считывают социальные сигналы.
РАС (расстройство аутистического спектра) — это не болезнь, а иная организация деятельности мозга. Есть вероятность, что вы просто воспринимаете мир и окружающих иначе, чем большинство других людей. Но то, что вы не такая, как все, не отменяет того, что вы стремитесь, мечтаете, надеетесь.
И оказывается, что в этом, в разделении основных чувств и стремлений, вы подобны всем остальным людям
Вы пишете, что диагностику прошли в 34 года, и связываете трудности в сексуальной сфере именно с этим эпизодом. При этом описываете первый сексуальный опыт как крайне неудачный. Давайте разбираться.
Стеснение и скованность — это достаточно распространенная проблема и вне диагнозов. Хорошо бы определить психологические причины этого отношения к себе. На что оно опирается? Да, первый мужчина был недоволен сексом с вами. Возможно, вы были влюблены, встревожены и наивны, и его мнение больно резануло по самооценке. Но первый — не значит единственный.
У меня большие сомнения, кто более здоров: тот, кто позволяет себе ранить партнера, или тот, кто идет и разбирается с собой, чтобы стать чуточку счастливее?
Сексуальность, нежность, телесность — это способность получать удовольствие от собственного тела и от тела партнера, отношение к физическому контакту, сексуальным отношениям, стимуляции эрогенных зон у себя самого и других людей. Я предлагаю вам внести ясность в то, как вы сами относитесь к сексуальности.
Отвращение — это реакция неприятия. Что конкретно вы не принимаете? Сексуальность целиком или свой негативный опыт?
Если второе, то стоит сместить фокус внимания, снизить значимость «большой проблемы» и понять, что это просто... было. И этот конкретный недовольный мужчина никак вас не определяет как человека. Ведь в сексе, как и в коммуникации в целом, партнеров как минимум двое, и каждый несет 100% ответственности за то, чтобы результат удовлетворил обоих.
Если на первый план выходят скованность, стыд и то, что вы стесняетесь своего тела, важным шагом станет принятие себя. Вы одновременно и носитель своей проблемы, и источник ресурса для ее преодоления. И если вы сама пока не можете рассмотреть все то, что в вас есть, хорошим шагом будет работа с психотерапевтом. Так вы сможете осознать особенности своих реакций и творчески их изменить.