После рождения сына стала очень бояться за него. Меня посещают разные мысли, связанные с его потерей: от неизлечимой болезни до его похищения. Также стала избегать скопления людей, не хожу на праздники и в торговые центры, так как боюсь, что произойдет что-то плохое. Везде мерещатся опасности: пожары, теракты. Ребенку скоро 3 года, а тревога не утихает. Как перестать волноваться?
Анна, 31 год
Здравствуйте! Мне очень близки и понятны ваши чувства. Как хорошая мама, вы пытаетесь предусмотреть и оградить ребенка от всевозможных неприятностей и опасностей, которые существуют в мире. Он такой маленький и беззащитный, а вокруг очень много бед и реальных угроз. Ваши страхи нормальны и часто посещают родителей.
Каждый ребенок пришел в мир, чтобы пройти свой путь. Родители сопровождают его: лечат, заботятся, помогают раскрыть способности, принимают его особенности, поддерживают в унынии. Вашему сыну предстоит открыть, узнать этот мир, попробовать вкус жизни, испытать чувства от горя до блаженства, встретиться с потерями, разочарованиями, дружбой и любовью.
Как вы можете помочь ему? Что сделать, чтобы тревога за него утихла? Надо вместе с ним проходить школу адаптации в социуме, пошагово показывать способы взаимодействия с миром. Как животные учат своих малышей, адаптируя к лесу, знакомя с врагами, лечебными травами, способам маскировки и навыкам борьбы.
Давайте попробуем разделить опасности на несколько групп. Первая — опасность как неприятность. С ней вы справитесь, приложив небольшие усилия и опыт, который приобрели в собственной жизни. Например, если вы видите большое скопление людей, стоит ли спешить влиться в эту толпу? Ваш опыт должен подсказать, что в таком случае ни один взрослый не будет в безопасности.
Вы верите себе, в свой разум и опыт, что сможете определить меру социальной опасности и показать вариант действия? Сын поверит тому, во что верите вы. Никто не хочет специально вам навредить, а если возникают проблемы, нужно верить, что с ними можно справиться. Важно, что малыш наблюдает за вашими поступками и приобретает навыки социализации, прививку к стрессу.
Вторая группа опасностей — те, для которых нужно выработать алгоритм действий и отрабатывать навыки. Например: «Что ты будешь делать, если потеряешься или если почувствуешь дым?» Детей надо готовить к опасностям, не нагнетая страх, в игровой форме.
Третья группа — проблемы, при решении которых вам нужна помощь посторонних людей, специалистов. При такой градации вы увидите, какие навыки и умения надо развивать у вашего сына, чтобы мир не был для него чужим и опасным.