Прическа, компьютер, фотограф, травинка, синица, мотоцикл, носорог, вазочка, брошка, бант. Определенно циклу «Учиться без зубрежки» подошло бы название «На долгую память». Эту цепочку из десяти слов нам дали еще на первом занятии, 8 ноября, но любой, кто тогда присутствовал, может повторить этот список и сейчас. Без подсказки, без запинки, без ошибки.
«Наша память похожа на следы, — говорит психотерапевт Лариса Кононенко, ведущая тренинга, — одни быстро исчезают, другие остаются надолго». Конечно, главный вопрос, с которым мы все пришли, — почему же память так избирательна? Отчего нередко мы с трудом запоминаем и с легкостью забываем важную и нужную для нас информацию?
Зато сведения, без которых мы бы прекрасно обошлись, — например, почерпнутые из соцсетей, — оседают в голове надолго. Невольно вспоминается строчка из песни про «что-то с памятью моей стало: все, что было не со мной, помню». Очень нелюбезно со стороны нашей памяти, не правда ли? И все же: почему так?
Мы хуже усваиваем информацию после занятий спортом, при плохом самочувствии, усталости, когда нам непонятен смысл, когда мы не можем сконцентрироваться — что, кстати, бывает не только из-за внешних помех и раздражителей, но и от переизбытка чувств и так далее.
«Но самое главное, — подчеркивает Лариса, — нам мешает отсутствие интереса». Увы, не всегда то, что нам нужно держать в голове, так уж увлекательно. Взять хотя бы экзамены по нелюбимым предметам.
Вероятность, что всегда докучавшая нам физика/химия/литература/история/экономика/основы безопасности жизнедеятельности (нужное подчеркнуть) нас вдруг заинтересует, довольно мала. А значит, остается только одно: творчески подойти к процессу заучивания.
Мнемотехники
1. Зрительные образы. Тренер рассказывает про так называемую эйдетическую память, основанную на зрительных впечатлениях. Пик эйдетизма приходится на 11–12 лет, к 15–16 годам он ослабевает, а после мы почти полностью сосредотачиваемся на словесно-логическом запоминании.
Несмотря на возраст собравшихся (далеко за 16), Лариса предлагает делать ставки именно на образы: «Они должны быть яркие, веселые, утрированные. Разучивая цепочку слов, можете придумывать себе хоть целые мультфильмы наподобие «Пластилиновой вороны», где лиса превращается в страуса, потом в дворника…».
Именно так мы и запоминаем те самые прическу, компьютер, фотографа и прочее: подробно представляем некую прическу, потом она открывается, из нее появляется компьютер… Звучит дико? Возможно. Но не все ли равно, если мы можем повторить все десять слов, причем в нужном порядке, даже три месяца спустя?..
2. Метод Цицерона. Из занятия в занятие мы запоминаем все более длинные цепочки слов, в том числе парные, делаем упражнения для концентрации внимания, раскладываем, перемешиваем и снова раскладываем по порядку какое-то невероятное количество карточек с картинками, рисуем пиктограммы.
Пробуем метод Цицерона, мысленно расставляя и развешивая образы и тезисы по углам, столам и подоконникам кабинета или своей комнаты. Когда вам нужно что-то вспомнить, вы просто вспоминаете комнату и «обращаетесь» к тем предметам в ней, за которыми «закрепили» нужные вам термины.
3. Ассоциации. Самое сложное для запоминания — иностранные имена. К примеру, как выучить имена европейских художников и названия их картин? Они уже «спрятаны» прямо в этих картинах. Помните, кто написал «Прекрасную шоколадницу»?
Посмотрите внимательно на картину и назовите для себя поднос в руках тарой — и представьте, что несет она ее Льву (лео). Автора картины зовут как раз Лиотар.
Похожим образом мы учим любые иностранные слова. Чтобы запомнить, как по-итальянски «ковер», представьте себе мальчика Петю, который, шаркая тапками, идет по ковру. И Петю, и тапки, и ковер лучше представлять во всех деталях, с веснушками, чуть оторванной подошвой и восточными узорами соответственно.
Представили? Так вот, «ковер» по-итальянски будет «tappeto» — в тапках Петя по ковру...
Как применять на практике
Итак, настало время применить полученные знания мнемотехники. Не знаю, как у остальных, а мне стало проще готовиться к публичным выступлениям. И я стала ходить в магазин без списка покупок.
В первом случае, повторяя план выступления, я представляю, как один мой собеседник превращается в другого, потом последний хватается за красивый резной оконный наличник, тот становится не менее красивой винтажной копилкой, но вместо банкнот туда кладут газетные листы…
Перечитываю и радуюсь, что организаторы конференции не просили прислать для ознакомления тезисы и способы их запоминания.
Чтобы запомнить список продуктов, можно мысленно выделить нужные ярким цветом. А все остальное представить бесцветным. И зал, и покупатели, и продавцы, и товары на полках — все черно-белое.
И только нужные мне предметы выделены цветом: вот пакет с замороженными ягодами, за углом кондиционер для черного белья, а чуть дальше свежая булка.
Образы, на которые мы опираемся, могут включать не только визуальную составляющую. Запоминая, мы можем представлять себе и запах, и звук, и текстуру… Главное — чтобы помогало.