Детский психолог, сенсорно-интегративный терапевт, КПТ-терапевт, автор книги и тренингов
Личный сайт

Обращаюсь к вам за помощью в моей ситуации. Мой сын (ему 12 лет) продолжает сосать большой палец, как это делал в детстве. В школе, транспорте, в других местах, где чужие люди, он этого не делает. А когда дома, где родные, сидит в соцсетях и сосет палец.

Проводила беседы, объясняла. Все понимает, осознает, но дома продолжает это делать. Посоветуйте, что мне делать, как сына отучить от этого?

Светлана, 45 лет

Уважаемая Светлана! Спасибо за ваш откровенный вопрос. Вы проявляете большую чуткость и внимание к своему сыну, и это уже важный шаг к решению ситуации.

Сосание пальца действительно может вызывать у родителей беспокойство, особенно если привычка сохраняется за пределами дошкольного возраста — в 12 лет. Однако важно понимать: подобное поведение — не про упрямство или «плохую привычку», а, как правило, про способ саморегуляции, к которому ребенок прибегает, чтобы справиться с внутренним напряжением, скукой, тревогой или утомлением.

Вы отмечаете важную деталь: в обществе он этого не делает, а дома, в безопасной и привычной среде, привычка возвращается.

Это говорит о том, что мальчик осознает социальную неуместность поведения и умеет его контролировать, но дома позволяет себе расслабиться

Что можно сделать?

  • Старайтесь не акцентировать внимание на этом. Частые разговоры и попытки «объяснить» могут вызывать дополнительное напряжение и только укрепляют поведение, как бы парадоксально это ни звучало.

  • Понаблюдайте, в какие именно моменты он сосет палец. Это может происходить при усталости, скуке, тревоге, перед сном, во время просмотра видео. Важно мягко отслеживать триггеры и предложить альтернативу: мячик-антистресс, жевательные браслеты, прорезиненные чехлы для ручек — все, что позволяет удовлетворить потребность в оральной стимуляции, но не сосанием пальца.

  • Помогите найти другие способы саморегуляции. Обратите внимание, умеет ли сын расслабляться: дышать, снимать напряжение, заниматься чем-то для «переключения». Часто дети с подобными привычками испытывают трудности с регулировкой внутреннего состояния. Можно подключить игры на расслабление, дыхательные упражнения, теплые ванны вечером и даже практики осознанности.

  • Обратитесь за консультацией к детскому психологу или нейропсихологу. Это поможет исключить глубинные причины, такие как тревожные состояния, сенсорные особенности или незрелость регуляторных функций. Индивидуальная работа может быть очень эффективной.

Главное — относиться к ситуации спокойно и без стыда или давления. Дети особенно чувствительны к нашей реакции, и спокойная, принимающая позиция часто дает гораздо больше результата, чем контроль и уговоры.