Пользовательница форума Psy под ником balerina опубликовала письмо:
«Меня волнует странное поведение сына. Ему 16 лет. Учится он хорошо. После школы каждый день сразу ложится спать, иногда до самого утра. Бывает, часа в два-три ночи встает, поест, посидит за компьютером и обратно ложится спать. Говорит, что устает в школе и что другие дети тоже спят днем. Пытаюсь его будить, но это бесполезно. Объясняю, что днем спать вредно, что лучше лечь вечером пораньше. Говорит: «Я не сплю, просто полежу». И все время пребывает в полусонном состоянии.
Переживаю еще, что сын мало ест. Утверждает, что я готовлю не то. Питается бутербродами или другим фастфудом — это его любимая еда. Может яичницу поесть, а от нормальной еды отказывается. И все время спит! Не занимается спортом, помимо школы ходит только на английский (и то не чаще раза в неделю). Неужели в школе такие нагрузки? Не знаю, оставить его в покое или следует отвести к какому-нибудь врачу?».
Одна пользовательница связала поведение подростка с изменениями в его организме и посоветовала позволить ему жить в комфортном темпе
«Мальчик, скорее всего, просто усиленно растет, организм не успевает перестраиваться. У меня было точно так же с младшей сестрой: она спала сутками, мама водила по врачам — сказали, что похоже на перестройку вегетососудистой системы. Примерно год сестра в таком режиме жила, а потом «проснулась», начала учиться с рвением, поступила в институт. Сейчас ей 35, и лет с 20 она просто терминатор какой-то в плане карьеры. Может работать за троих.
Так что мое мнение: пусть парень живет в нужном ему режиме, не давите на него, но постарайтесь все-таки готовить нормально, а то гастрит не за горами при таком питании. Контакт у вас с сыном есть, просто не пускайте совсем уж на самотек. Обсуждайте, что вас тревожит, вот и все».
Некоторые пользовательницы, напротив, посчитали необходимым усилить контроль над сыном. Пользовательница под ником mashkin29 написала: «За компьютером он много сидит по ночам, вот что. Только не полчасика, как вам кажется, а часа три-четыре. Вы же спите и не видите, вот и результат. По этой причине восполняет сон днем. Так что заберите компьютер из его комнаты, запишите на секцию спортивную, чтобы тратил там энергию. Так и начнет спать по ночам, да и вообще полезно».
«Переживания, возникающие в этом возрасте, могут ощущаться ребенком особенно остро и отнюдь не из-за гормонов или юношеского максимализма»
Елена Писаркина, психолог
Подростковый период является довольно сложным в плане формирования личности. Проживая его, мы учимся адаптироваться к внешнему миру и справляться с внутренними и внешними конфликтами.
Переживания, возникающие в этом возрасте, могут ощущаться ребенком особенно остро и отнюдь не из-за гормонов или юношеского максимализма. Дело в том, что он проживает возникающие проблемы, находясь в условиях семейной системы и являясь пока что несамостоятельной единицей. Это может осложнять ситуацию, потому что в таких условиях подростки зачастую опираются не только на себя и собственные ощущения, но и на установки семьи, на эмоциональное состояние близких.
Описанное в письме читательницы поведение ребенка указывает на то, что он сталкивается с внутренними и/или внешними конфликтами
С учетом комментариев юноши, можно сделать вывод, что он не готов открываться и обсуждать их. Присутствует проблема доверия. Если оно уже нарушено, давить на подростка не стоит — это приведет лишь к негативным последствиям.
Начните показывать ребенку, что доверяете ему. Ненавязчиво спрашивайте о чем-либо и дайте понять, что готовы принять его любым. Обозначьте личные границы подростка, за которые никто не будет заступать. Если ему необходим сейчас такой режим, пусть будет так. Главное, чтобы это не отражалось на его здоровье и будущем. Если долгое время ситуация не будет меняться, узнайте у сына, чем вы можете помочь.
Все это создаст более мягкий климат и поможет подростку почувствовать поддержку. Обозначение личных границ покажет уровень доверия со стороны родителя и уважительное отношение к ребенку, а также поспособствует формированию у сына чувства ответственности за себя.
Консультирующий психолог, ведущий специалист групповой поддерживающей терапии