Как только мы с четырехлетним сыном заходим в магазин, где в числе прочего продаются игрушки, он сразу говорит: «Хочу!» Если вещь дорогая и я ему отвечаю, что возможности ее купить нет, у него начинается истерика, буквально до припадков. Как с этим бороться? Понимаю, что все это влияет на детскую психику.
Евгений, 43 года
Евгений, маленький ребенок не может оценить дороговизну игрушки, поэтому рассказывать ему про ценовую политику и финансовые возможности смысла нет. Тем не менее в четыре года он уже способен понять, что не все его желания обязаны исполняться.
Ваш сын кричит «хочу», не слыша ваших объяснений и аргументов. Как часто он ведет себя таким образом, не считая походов в магазин? Как вы в таких ситуациях поступаете? Насколько твердо и уверенно его останавливаете? Что способно его успокоить? Если только покупка игрушки после яркой истерики, то вы поддерживаете и подкрепляете такое поведение.
Детские истерики — дело неприятное, но чаще всего неизбежное. Насколько вы умеете выдерживать подобные эмоциональные всплески вашего сына? Если все время потакать малышу по принципу «чем бы дитя ни тешилось», то дитя будет тешиться постоянно, доводя ситуацию до предела. Дети проверяют нас, взрослых, испытывают наши терпение и уверенность. Если вы начинаете бояться детских реакций, ребенок уловит это чувство прежде, чем вы сами успеете осознать и оценить, что с вами происходит.
Решений вашей проблемы может быть несколько. Во-первых, выстраивание границ и правил поведения, чтобы ребенок учился понимать, что не он главный в семье, что есть взрослые, которые за него отвечают и принимают основные решения.
Во-вторых, родители и другие старшие члены семьи должны сами верить в то, что они взрослые. Для этого вам потребуется учиться вместе с ребенком, осваивая свою, родительскую, роль. Как только вы почувствуете себя спокойно и будете доверять себе как родителю, ваш сын тоже это ощутит и изменит поведение в лучшую сторону.
Наконец, пока вы работаете над воспитанием ребенка и себя, постарайтесь не брать сына с собой в магазин, дабы лишний раз не искушать и не провоцировать.