Мать моего сына бросила нас, когда ему был год. Недавно впервые за свои пять лет он увидел ее фото («Это не она!»). Злится и настаивает, чтоб я вернул ему «настоящую маму». Все это время я говорил, что она в командировке, любит его и однажды приедет. Не знаю, что делать дальше.
Артур, 43 года
Ваша позиция вызывает уважение — вы в одиночку воспитываете сына. Что касается мальчика: проблема не в том, что мама на фото не совпадает с его ожиданиями. Он своими «выходками» предъявляет вам другую претензию: у меня нет мамы. Вообще нет. И мне, ребенку, это непереносимо. Он «злится»: почему ты, папа, не ищешь ее, не говоришь честно, что с ней? Не знаешь? Так узнай. Трудно? Ты взрослый, преодолевай!
Речь не о том, чтобы вернуть маму в семью, а о том, чтобы вернуть ее в жизнь ребенка. Вы не пишете, как она вас бросила, где она сейчас. Но, каков бы ни был сюжет, самая частая причина, по которой родители любого пола не общаются с оставленными детьми, — это чувство вины. Она боится позвонить и услышать: «Вспомнила, что мы живы?»
Поэтому, Артур, вам надо всеми способами наладить контакт с ней, написать эсэмэску, позвонить. Чтобы она с первых слов прочитала ясное послание: «Ты не виновата, мы всегда тебе рады». А сыну надо говорить не то, что мама помогает в Африке голодным детям, а правду, адаптируя ее к уровню мальчика. Например: «Мама не приходит, потому что боится, что мы на нее обижаемся и не хотим ее видеть. Я буду всеми силами ее разыскивать, чтобы утешить, сказать, что мы будем ей рады».
Это уберет претензии сына к вам и поможет решить еще одну проблему: все дети принимают отсутствие любого из родителей на свой счет. Раз мама со мной не общается, значит, я этого не заслуживаю. Это лишает ребенка уверенности в себе. Если же объяснять ему мамино отсутствие реальным причинами — ей не хватает сил справиться со своим страхом, он поймет, что это с мамой что-то не так, а не с ним.