Я воспитываю ребенка одна, его отец несколько лет назад умер. В девятом классе сына не хотели допускать к экзаменам. С трудом удалось уговорить учителей. Из четырех экзаменов он сдал только один. По остальным предметам отвечал только на вопросы, которые знал, даже наугад галочки не ставил. В итоге не хватило по одному баллу. Мне было очень обидно. Попыталась устроить в колледж на платной основе. Пару месяцев отучился и перестал ходить. Играет в компьютерные игры и ничего больше не хочет. Не знаю, что делать.
Елена, 50 лет
Смерть родителя — это одно из самых травмирующих переживаний для подростка. Болезненное событие усложняет естественный процесс, когда подросток формируется как личность и определяет свое место в этом мире. С одной стороны, он стремится к независимости, с другой — нуждается в поддержке семьи, что, как правило, усложняет и усиливает чувство утраты.
Начинаются проблемы с самооценкой, поведением, может развиться депрессия. Тинейджер может отказаться от привычной социальной деятельности, стать агрессивным и отыгрывать свои состояния на ком-то или на чем-то, например, в тех же компьютерных играх. Школа, оценки и все, что связано с успешностью, социализацией, может обесцениться. После смерти родителя часто меняется образ жизни, какой-то порядок, отлаженность, ритм, семейная система. Планы на будущее тоже могут претерпеть сильные изменения и затеряться.
Обычно подростки не делятся чувствами. Они могут внешне презентовать, что у них все хорошо, хотя реальность внутри совершенно другая. Это все так называемая «работа скорби». В этом возрасте они уже не дети, но еще и не взрослые. Потеря родителя особенно тяжелый период, помимо всех изменений.
Подростки нуждаются в сострадании и психологической поддержке. Они могут чувствовать (или желать чувствовать), что смерть родителя — это что-то не совсем реальное. Игры «помогают» еще дальше уйти от реальности. Принято считать, что в ситуации потери подросток быстрее взрослеет, берет на себя больше ответственности. Но на самом деле у него нет еще таких внутренних ресурсов и нет даже разрешения на то, чтобы оплакать свое горе.
Сверстники их тоже не всегда понимают. Ведь они такие же беспомощные и мало чего могут предложить. Они могут говорить: «просто продолжай жить, ведь жизнь не останавливается».
То, как взрослые сами реагируют, когда кто-то в семье умирает, оказывает большое влияние на реакцию подростка. Иногда взрослые не хотят говорить о смерти, полагая, что таким образом избавят молодых людей от боли, страданий и грусти. Но правда в том, что подростки все равно скорбят. Им нужна помощь, чтобы понять, что боль, которую они чувствуют, не будет длиться вечно. При игнорировании подростки могут больше страдать от чувства изоляции, чем от самой смерти. Что еще хуже, они видят себя одинокими в своем горе.
Почему я так много пишу об этом? Потому что потеря отца может быть той самой причиной, которая повлияла на поведение сына. Горе не должно скрываться, ведь оно естественное выражение любви к человеку, который ушел. Хороший психолог может помочь мальчику пройти этот процесс и научиться жить.