Эту тему подсказала мне моя подруга, и, говоря откровенно, я сначала не хотел писать об этом колонку… Почему?
Любое насилие, в том числе и насилие над самим собой, вызывает у меня почти инстинктивное чувство протеста. А ведь сила воли часто как раз и проявляется в том, что человек принуждает себя к определенному поведению, заставляет себя заняться тем, что не вызывает у него вдохновения. А вдохновение само приносит ощущение силы и позволяет справиться с трудностями в таком состоянии свободного полета духа, которое вообще исключает необходимость напряжения воли.
Именно волевым усилием человек настраивает себя на терпимость по отношению к тому, что вызывает у него протест, – потому что он убедил себя, что не имеет права протестовать во имя достижения каких-то более важных целей или во имя благополучия других. А ведь во многих таких случаях именно протест и был бы самой правильной реакцией на поведение людей, которым сдерживающий себя человек присвоил статус «главных авторитетов».
Человек горд, что не продемонстрировал свою боль близким и тем самым не причинил боль им
Сила воли позволяет терпеть и тяжелые физические ощущения. Человек горд, что не продемонстрировал свою боль близким и тем самым не причинил боль им, а ведь такие болевые ощущения часто бывают признаком начинающегося заболевания. Оно может быть вылечено, если вовремя обратить на него внимание.
Один мой родственник при каждом ощущении сильных спазмов за грудиной под разными предлогами уходил из дома, чтобы своим поведением и непроизвольными стонами не вызвать страх у жены, принимал какое-то обезболивающее и возвращался домой, когда боль немного утихала. И чем это кончилось? Да, вы правильно догадались, это кончилось инфарктом и смертью и непоправимым горем тех, кого он старался уберечь от переживаний.
Так и он, и вся семья расплатилась за его незаурядную силу воли.
А в другом случае именно сила воли удерживала моего знакомого от постыдных, с его точки зрения, жалоб на ощущение бессмысленности жизни. Это была депрессия – болезнь, связанная с изменением биохимии мозга, не содержащая в себе ничего унизительного, – ее просто надо было лечить.
Но он не мог признаться в своих переживаниях, недостойных, по его мнению, сильного человека, которым всегда себя считал. Такое состояние было неприемлемо для него самого, и он использовал все ресурсы своей воли, чтобы его отвергнуть. Но отверг он в конце концов себя – и покончил жизнь самоубийством.
Вот какие ассоциации вызывает у меня эта тема, и поэтому я не хотел о ней писать. Но я заставил себя преодолеть это отвержение, и не из принципа, не из-за неприемлемости моего отступления перед этой проблемой, а потому, что в силе воли есть и очень мощное позитивное начало, и эту сторону надо видеть тоже.
Когда мы стремимся к какой-то реальной и действительно сущностной цели, не основанной на ложном самоутверждении, – например, к конкретным достижениям в работе, – возникающие препятствия требуют преодоления. Этот процесс может быть тяжелым и приводить к провалам. Их болезненное переживание может породить побуждение уклониться от этого трудного пути, но тогда желанная цель так и не будет достигнута.
В этом случае без силы воли не обойтись. Но к этому времени она уже должна быть сформирована. И в ее формировании участвуют не только наши жизненные события, которые могут и способствовать развитию силы воли, и, наоборот, сломать ее. В ее формировании как важного качества нашей личности очень большую роль играет воспитание.
В ребенке надо поощрять проявление стойкости, и не только перед неудачами, но и перед легкостью достижений, которые могут расслабить. Родители должны показывать и на собственном опыте, и, что особенно важно, на опыте ребенка, как благодаря целеустремленности, зависящей от усилий человека, и от приложения воли достигается успех и одолеваются трудности.
Когда ребенок или подросток не отступает перед решением задач, он достоин поощрения, даже независимо от конечного результата его усилий. Так, чтобы у него было ощущение: «Я не сдался, и это оценили». Сила воли не позволяет сбить себя с сознательно избранного пути. Но это должны быть именно трудности, достойные преодоления, а не те упомянутые в начале колонки проблемы, которые требуют совершенно иного решения.
Превращение силы воли в самоцель может вести к разрушительным последствиям
Но при этом необходима одна важная оговорка, о которой часто забывают при формировании силы воли у ребенка и подростка. Какой бы привлекательной ни была мощь силы воли, сколь бы важной она ни казалась, нужно постоянно подчеркивать, что сила воли – это только механизм достижения целей, а не самостоятельная высшая ценность. Именно превращение силы воли в самоцель может вести к разрушительным последствиям.
У меня была на приеме молодая женщина, которая с подросткового возраста убедила себя, что подлинный масштаб и сила личности проявляется в том, чтобы всегда и во всем поступать вопреки своим желаниям и успешно бороться с собой – дескать, в этом и есть настоящая сила воли. И как девушки, больные нервной анорексией, получают удовольствие от того, что успешно подавляют аппетит, эта пациентка ставила себе в заслугу каждое преодоление своих желаний, даже самых естественных.
«Нет, я не буду на поводу у побуждений, я сильная», – так она говорила себе, отказываясь в результате не только от того, что давалось ей легко, но и от того, что требовало преодоления: отказ от желаемого требовал еще больших волевых усилий, а принятие желаемого – это признак слабости. В результате она каждый раз сбивала себя саму с перспективного маршрута вместо того чтобы его обогатить. Когда я объяснил ей, как она ломает свою жизнь, превращая силу воли из орудия достижения адекватных, естественных целей в самостоятельную цель, заслоняющую весь мир, она поняла свою ошибку и в дальнейшем использовала всю наработанную в ложном направлении силу, чтобы изменить свою жизнь.
Я рад, что усилием воли преодолел свое нежелание писать об этой проблеме. Может быть, это будет кому-то интересно и полезно...