Когда ребенку было 9 месяцев, мы с его отцом расстались, он устал от нас и отвез к моей маме. Очень переживала разрыв, да и сейчас не отболело еще. Сыну уже 2 года. Все это время живем в небольшом селе, у мамы, за ее счет, потому что я — в декрете. Место в садике не дают. Няню найти тоже нереально, а бабушка работает. Моя старая работа далеко — за 30 километров от дома, ездить туда не на чем. А больше жить негде. Все полтора года постоянно ссоримся с мамой из-за ерунды, споры перерастают в грандиозные скандалы (не так сказала, не так посмотрела). Моя вина, несомненно, во всем этом есть. Пытаюсь над собой работать. Но что дальше — не представляю. Еще год в декрете, боюсь, не выдержу, при этом не верю, что после что-то изменится.
Алиса, 32 года
Алиса, а в чем ваша вина конкретно? Вы пишете, что она несомненна. А я вот ставлю эту вашу вину под сомнение. Во всей описанной вами истории вы постоянно в роли жертвы. Может только это ваша вина? Отец ребенка отвез вас к маме, и вы смирились с этим.
Позвольте спросить, он оказывает ребенку финансовую поддержку? Вы осознаете, что это зона его ответственности, и вы в состоянии принудить его к этому по закону? Или вы задавались вопросом, какие льготы и субсидии положены матерям-одиночкам? Этим коротким примером я хочу показать вам, что для сохранности психики необходимо бороться за себя, свое право жить и право жить для вашего ребенка. А из позиции жертвы вряд ли этого можно добиться.
Судя по письму, в отношении мамы вы тоже заняли позицию жертвы. Ее помощь неоценима, и она вправе рассчитывать на ответную помощь от вас. Я не знаю подробностей, но, возможно, некая агрессия с ее стороны связана именно с вашей пассивностью, она точно так же, как и вы, переживает о будущем, с той лишь разницей, что вы еще молоды, а ее ближайшая перспектива — пенсия, на которую невозможно прожить.
Знаете пословицу «Кто хочет — делает, кто не хочет — ищет оправдания»? Подумайте, что вы в состоянии изменить. Жизнь — это возможность, миллиарды возможностей, которые нужно искать и не опускать руки.