Выбор сделан, документы поданы. И просыпаются сомнения: а если меня не примут в вуз мечты? Или, наоборот, примут, но мне не понравится моя специальность? Обе ситуации вполне реальны, но не стоит бояться ни той, ни другой.
Во-первых, вы всегда можете поменять программу или даже вуз. Во-вторых, именно то место, которое вы толком не рассматривали как вариант, может оказаться тем, что вам нужно. О том, как это бывает, рассказывают бывшие абитуриентки, которые 5 лет назад поступили «не в тот» вуз.
«Лучше бы я тогда пошла учиться в другое место»
Дарья: «В 11 классе я совершенно не понимала, чего хочу: меня мотало от востоковедения до истории искусств, от журналистики до дизайна. Чувствовала, что хочу работать в журналистике или в смежной индустрии, хотела чего-то творческого.
Но учиться на факультете журналистики не хотела: многие говорили, что это бесполезное образование, лучше получить какое-то базовое гуманитарное, а потом уже идти писать о чем-то конкретном. Так что под конец 11 класса я остановилась на истории искусств. Но, послушавшись маму, подала документы еще и на филологический факультет.
Потом, когда надо было принимать окончательное решение, мы сели и сравнили программы по филологии и истории искусств. Показалось, что первая устроена лучше: в ней больше содержательных предметов, есть несколько иностранных языков. И я пошла на филологический факультет.
Я довольно часто думала о том, что мои студенческие годы могли бы пройти гораздо лучше, учись я на другом факультете
Почти все четыре года я жалела о своем решении, потому что понимала, что это не мое. Мне не нравились предметы, я не видела себя в этой профессии. В общем-то, каждый день в университете мне приходилось преодолевать себя.
Я довольно часто думала о том, что мои студенческие годы могли бы пройти гораздо лучше, учись я на другом факультете. Но я все еще не понимала, чем хочу заниматься. Боялась, что и в другом месте мне не понравится, а год из-за перехода будет утерян. Так и получила диплом бакалавра.
Я не слишком жалею, что каждый день заставляла себя делать то, что мне не нравилось. В какой-то степени это важный для меня навык. Да и в целом я придерживаюсь позиции, что все, что происходит, — к лучшему. Но иногда все-таки проскальзывает мысль, что лучше бы я тогда пошла учиться в другое место».
«Шла на экономиста, но стану педагогом»
Ирина: «В 9 классе, когда сдавали ГИА, я подумала о том, что хочу быть учителем. Тогда все активно обсуждали разные профессии, говорили о том, кто куда пойдет. И когда я рассказала о своем желании, то одноклассники только у виска покрутили: быть учителем — это «отстой».
Именно в то время почему-то такое отношение к преподаванию можно было встретить абсолютно везде — дело было не в моем классе. Но мне тоже внушили, что эту профессию никто не уважает. И, поддавшись общественному мнению, я решила быть как все — экономистом.
В 10 и 11 классе я готовилась к поступлению на экономический факультет. Затем сдала соответствующие экзамены и подала документы в 4 вуза. Правда, те предметы, которые я сдавала для поступления на экономический, подходили и для педагогического института.
Я подумала: «А почему бы и нет, подам туда». И подала, причем сразу и на математический, и на факультет начального образования. В результате я проходила на бюджет в педагогический и в два экономических вуза.
Родители, пока я выбирала, где оставить оригинал и кем вообще стать, на меня абсолютно не давили. Доверились и сказали решать самой, потому что это моя жизнь. Рассказывали о плюсах и минусах той или иной профессии, участвовали в обсуждении, но ни ни разу не сказали: «Иди туда».
И 3 августа я сделала выбор в пользу педагогики. Почему — не знаю, наверное, сердце подсказало. Рационального объяснения здесь нет. Но я о своем выборе не жалею и совсем не представляю себя экономистом».
«От нервного напряжения я заболела»
Анна: «Я пыталась поступить на актерское отделение во все театральные институты Санкт-Петербурга. Училась, частным образом занималась с педагогами театра и ходила в музыкальный колледж. Я была хорошо подготовлена, но меня никуда не взяли.
В Санкт-Петербург мы с родителями приехали в июле, проведя почти двое суток в дороге из Йошкар-Олы. И это была наша стратегическая ошибка: в это время заканчиваются все вступительные, многие уже проходят последние туры, а я только приехала прослушиваться.
Тогда мы решили на всякий случай подать документы на филологический факультет в СПбГУ и в питерский кампус НИУ ВШЭ. Но у многих абитуриентов было по 300-310 баллов за ЕГЭ, а у меня со всеми надбавками за олимпиады — всего 280.
Родители подняли панику: прожив две недели в Санкт-Петербурге, мы так нигде и не оставили оригинал моего диплома. Платить за меня было некому, а бесплатно я не проходила. Так мы и вернулись домой.
Через два дня позвонили из СПбГУ, чтобы сказать, что ждут мой диплом, ведь я прошла на бюджет. Но отвезти его мы уже не успевали
Как только я вышла из машины в Йошкар-Оле, мать предъявила мне чек с затратами на поездку — они составили около 80 тысяч рублей. И подчеркнула, что деньги были выкинуты на ветер. Разбилось все: мои амбиции, мечты, душа. Тем более что все попытки подать документы в пять вузов были уже использованы.
Но мать, не переставя злиться, взяла ситуацию в свои руки, и мы отправили мой диплом в нижегородский кампус НИУ ВШЭ. Это было возможно, так как мои документы уже лежали в другом кампусе вуза. А через два дня позвонили из СПбГУ, чтобы сказать, что ждут мой диплом, ведь я прошла на бюджет. Но отвезти его мы уже не успевали, ведь сначала надо было вернуть оригинал из Нижнего Новгорода…
И я заболела. Наверное, от нервного напряжения. За ту неделю, что я пролежала в бреду, меня приняли на бюджет в Нижнем Новгороде, где я и стала учиться. Но там я страдала: испытывала чувство вины перед родителями, чувствовала, что это не мой город, все какое-то не мое.
В итоге, как только я узнала, что в рамках академического обмена могу уехать на полгода в московский кампус, решила воспользоваться этим шансом. А позже и вовсе перевелась учиться в Москву.
Свои мечты о театре я не забыла. Сходила на прослушивание в несколько московских театральных вузов, в Щепкинское училище прошла на платное место. Но зачем оно было мне нужно, если я могла учиться бесплатно на филологическом факультете?
В конечном счете я оказалась в наиболее подходящем для меня месте и даже, наверное, немного жалею, что не сразу выбрала именно его».