Женщина летит
Фото
Getty Images

Так получилось, что летать мне приходилось с детства довольно часто – минимум десять перелетов в год. Никогда мне не было страшно или как-то тревожно – авиалайнер или кукурузник, молния или метель – я была тем человеком, кто спокойно перелистывал страницы книжки, когда все другие пассажиры тряслись от паники, попав в зону турбулентности.

Все закончилось в один миг – когда мне было 23 года, на нашу семью было совершенно вооруженное нападение. Это было очень страшно, я понимала, что сейчас мы все умрем и я ничего не могу с этим сделать. Через неделю после происшествия я летела в другой город, и так совпало, что самолет был вынужден совершить экстренную посадку из-за технической неисправности. Никто не пострадал, но в моей голове родилась причудливая связь: авиалайнер – это ведь такая же ситуация, где я могу умереть и от меня ничего не зависит. Я не знаю, кто сидит за штурвалом, без понятия, когда самолет чинили в последний раз и какое настроение у диспетчера на земле.

Голос разума, который вещал мне прямо противоположное – и о том, что авиакомпании невыгодны падающие самолеты и потому сотни людей трудятся над безопасностью каждого конкретного полета; и о том, какие авиалайнеры нынче качественные и надежные; и о том, что я и мои друзья летали сотни раз и ничего плохого с нами не случилось, – просто игнорировался.

Вернее, умом я все прекрасно понимала, но сделать с собой ничего не могла. Самолет стал для меня источником тревоги и опасности.

Психологи утверждают, что боязнь полетов присуща 30% населения. Причины страха могут быть самыми разными, но наиболее распространенная – как раз мой случай: «я ничего не контролирую», «от меня ничего не зависит».

По роду своей деятельности я не могу не летать. А сменить профессию – это смерти подобно, настолько люблю то, чем занимаюсь. Соответственно, отказаться от полетов было невозможно.

Я меня в арсенале десятки историй о том, как я сбегала с самолетов, принимала столько снотворного, что стюардессы не могли разбудить меня после посадки и вызывали подмогу, напивалась до невменяемого состояния и трезвела в секунду при первых звуках турбины, забывала в стрессе чемоданы и сумки, требовала срочно увидеть пилота и пообщаться с ним лично – в общем, полетов за шесть лет аэрофобии было много, и что-то из ряда вон выходящее случалось каждый раз.

И я, и мои близкие понимали, что нужно с этим что-то делать, а потому и методы лечения мною были опробованы практически все – популярные курсы для аэрофобов (помогли, но совсем на чуть-чуть), визиты к двум известным психологам, работающим по разным методикам (совсем не помогли), невропатолог (самый ужасный опыт, потому как загнал меня в медикаментозную депрессию, но зато я получила рецепт на феназепам, с которым довольно сносно переносила полеты около года) и самолечение (в виде медитаций, чтения специальной литературы и изучения устройства самолетов и всех законов, «почему он не падает»).

Когда ко всем снотворным развилась резистентность и они перестали действовать, а у нас в один день было четыре самолета и у меня от страха случилось нечто вроде обморока, я поняла, что так больше не может быть. Либо страх, либо я. Ужас перед полетами вполне мог довести до остановки сердца или чего-то в этом роде, а это никак не входило в мои планы. Я позволила себе не летать ровно месяц, но пообещала, что найду какие-то приемы, которые обязательно помогут. И, забегая вперед, это сработало – уже семь месяцев я снова «обычный» пассажир.

Вспоминая саму себя и как читала подобные вещи, знаю, что настоящий аэрофоб подумает: «Ей это помогло, потому что она не по-настоящему боялась, не так сильно, как я!» или «Ой, ну она и когда боялась – летала, я вот вообще в самолет зайти не могу!». Повторюсь, я летала, только когда у меня не было никакой возможности избежать этого, и даже при такой ситуации я не всегда садилась в самолет.

Итак, что мне помогло обрести спокойствие в полете.

1. Желание. Для того чтобы победить аэрофобию, в первую очередь необходимо именно оно. Подумайте о том, скольких возможностей вы лишаетесь и насколько менее интересно проживете жизнь, отказываясь от полетов. Как взрослый разумный человек, каждый в силах понять (почитать, посмотреть, собрать информацию и убедиться), что самолет – это безопасно, а ваш ужас – иррационален. Стоит ли лишать себя насыщенной и разнообразной жизни из-за какого-то страха?

2. Статистика. Когда мне говорили, что самолеты падают реже, чем, например, происходят автокатастрофы, я всегда отвечала, что это лишь оттого, что машин в принципе больше, а самолетов – меньше. Это утверждение соответствует действительности, и именно потому что самолетов относительно немного и они стоят очень дорого – за ними тщательно ухаживают, их готовят к каждому полету и изо всех сил оберегают. Мой автомобиль – намного проще, и не было ни разу за более чем десять лет вождения, чтобы наша развалюха сломалась во время движения. Что уж говорить о крутом лайнере! Да, машин в миллионы раз больше, чем самолетов, поэтому самолеты не сталкиваются друг с другом. В авто кого-нибудь из ваших друзей попадала молния? В стекло врезалась птица или животное так, чтобы пострадали пассажиры внутри? Я думаю, логическая цепочка ясна. Самолеты – это самый безопасный вид транспорта. И да, рекомендую загуглить, сколько авиалайнеров разбилось из-за турбулентности, но если вдруг лень и некогда – вот ответ: ни одного.

3. Flyradar. Это прекрасный сайт, где можно в реальном времени наблюдать все самолеты мира и отслеживать их полеты. Когда ты видишь, сколько рейсов ежечасно завершается благополучно, – это действует суперуспокаивающе. Массмедиа нужны информационные сенсации, чтобы больше человек заходило на их сайты, включало их программу или покупало их газету – так они зарабатывают деньги. Раздувая каждый инцидент в небе, СМИ создают у нас ложное ощущение, что авиакатастрофы случаются достаточно часто. Это не так, в чем легко убедиться, изучив статистику или понаблюдав за полетами на флайрадаре.

4. Никакого кофе, сахара и спиртного перед полетом и во время него. Кофе повысит вашу нервную возбудимость, сахар подкармливает адреналин, и ваше сердце будет колотиться сильнее, ну а алкоголь отключает все способности к рациональному мышлению, и если вы вдруг впадете в панику, будучи навеселе, – тут уже ничего не поможет. А вот плотно поесть перед рейсом – это обязательно, еда дает чувство насыщения, комфорта и спокойствия.

5. Наушники. Некоторые авиакомпании против того, чтобы на борту во время взлета или посадки слушали музыку (это связано с правилами безопасности, а не как многие думают – потому что «электронные устройства»). Я не призываю нарушать, но сама делаю именно так – для меня очень важно не слышать турбин и прочих звуков, которые могут как-то встревожить.

Шесть лет аэрофобии: как победить страх полетов

Мантэк Чиа, Диной Саксер

«Эмоциональное здоровье. Трансформация гнева, страха и депрессии в гармонию и радость»

Известный мастер даосских методик таиландец Мантэк Чиа вместе с американкой Диной Саксер написал руководство, призванное научить нас перенаправлять энергию отрицательных эмоций в позитивное русло.

6. Дыхание. Если появляется страх или паника – успокоиться всегда помогает такой способ: вдох должен быть в два раза короче выдоха (можно под счет) и дышать как можно медленнее. Концентрируясь на этом процессе, я и сама не замечаю, как постепенно неприятные ощущения покидают меня.

7. Вспомнить забытые эмоции. Большинство из нас изначально испытывали радостные ощущения при полете. А если не летали – то точно мечтали об этом. Перед каждым рейсом я стараюсь думать как тогда, когда была маленькой девочкой, – что самолет – это невероятное приключение, необычная еда, интересные попутчики и потрясающие виды за окном. Я настраиваюсь на то, что ждет меня, когда мы прилетим, – всегда нечто новое и приятное либо, наоборот, любимый дом и семья, без которых я лично успеваю соскучиться даже за день.

8. Многие аэрофобы болтают с попутчиками – это и весело, и отвлекает. Сама я таким способом не пользуюсь, но уверена, что этот метод может быть очень действенным.

Пока я работала над собой, анализировала, изучала статистику и разрабатывала план действий, прошел месяц и настало время отправляться в очередную рабочую поездку. Впервые за много лет я не принимала снотворного, не пила феназепам, не тряслась и не крутила в голове посмертное завещание. Полет прошел как у обычного пассажира. Особенно приятно: оказавшись на месте, я сразу же была готова работать – мне не нужно было «доспать» свои лекарства или как-то снимать стресс. На обратной дороге я опять ничего не принимала, хотя в сумке у меня была одна таблетка на всякий случай (при моей минимальной полетной дозе в четыре). Я смотрела в окно и видела море, и как красиво садится солнце, и облака, и улыбчивых стюардесс в нарядных костюмах, пробовала еду и напитки, хоть звучит это невероятно – мне это ужасно нравилось. Когда шасси коснулись земли, я не выдержала и расплакалась. Сосед испугался и принялся успокаивать меня, но я объяснила ему, что это – слезы огромного счастья, потому что мой кошмар «Шесть лет аэрофобии у часто летающего человека» наконец-то подошел к концу.