Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

У нас с родителями странные отношения: они, видимо, считают себя идеальными, а я все делаю не так. И музыку слушаю не ту, друзья не те, а за компьютером всего лишь «играюсь» (не важно, набираю контрольную работу или проверяю email). К примеру, едем с отцом в автомобиле, и начинается: «Не так включил!», «Не то нажал!» Я сначала не обращал внимания, потом намекал, что нельзя отвлекать водителя. Однажды пришел в бешенство: просто кричал на него минут двадцать. В университете в прошлом году взял академический отпуск по причине неуспеваемости. Я учусь своим умом, никогда не платил преподавателям. Так родители каждый день по несколько раз с издевкой «напоминали» про университет. С того момента я им вообще ничего не рассказываю. Не могу больше так жить.

Иван, 19 лет

Что означает ваше усилившееся чувство протеста в ответ на критику? Вряд ли родители были другими, когда вам было 14 или 16 лет. Допускаю, что их представление о стиле воспитания сложилось давно, и, возможно, их самих воспитывали так же. Речь, однако, о вас. За раздражением чувствуются горечь и недоумение: разве меня не за что похвалить? И, похоже, вы больше переживаете не по поводу самих замечаний, вас расстраивает, что эти слова так сильно задевают.

Это происходит потому, что уважение и оценка родителей, в особенности отца, для вас очень важны. В решении конкретных задач родители уже не обладают безусловным авторитетом. Вы самостоятельно можете принимать решения, но эмоционально все еще сильно зависите от их оценок.

В такой момент очень важно не пойти на поводу у чувства протеста и не совершать поступки лишь из желания что-то доказать. Иногда мужчины только к середине жизни понимают, что годами тратили усилия и эмоции на разрушительные действия — только для того, чтобы заставить отца считаться с их мнением. Бывает, что такое поведение приводит к житейскому успеху, но вот к человеческой зрелости — нет. Вам предстоит серьезная внутренняя работа. Я уверена, вы сможете увидеть, как злость будет сменяться более мягким, ироничным отношением к родительской критике по мере роста внутренней устойчивости.