Я счастливая жена и мама двух дочек (5 лет и 2 года). Преподаю иностранный язык, обожаю путешествовать. Раньше всегда любила летать на самолетах — одна, или с мужем, или в компании друзей. Аэропорт для меня — место сосредоточения счастливых и успешных людей. Приятно быть одной из них. Сейчас все эти позитивные эмоции испаряются, стоит мне подняться на борт одной. Одолевают мысли о том, что в случае моей смерти дети останутся сиротами. Поэтому сейчас я отказываю себе в путешествиях. Как побороть этот страх?
Елизавета, 32 года
От аэрофобии страдает от 25 до 30% мирового населения. Этот страх свойственен перфекционистам и людям, склонным все контролировать. Но каждый случай все же индивидуален. Давайте попробуем разобрать ваш.
Думаю, логические объяснения, что самолеты на сегодня — один из самых надежных видов транспорта, для вас не аргумент. Человек, страдающий аэрофобией, умом все понимает, но стоит ему подняться на борт, как его охватывает страх. И ваш страх, Елизавета, работает так же. Чем дольше мы остаемся в поле страха, тем ярче он «рисует нам картинки».
К тому же вы говорите, что он усилился с рождением дочек. Страх за своих близких слился воедино с вашими полетами. А провоцируется этот страх той тревогой, которая появляется, когда вы оставляете близких. И самолет — дополнительный фактор. Видимо, разлука с домом, семьей задействует какие-то более глубинные механизмы.
Откуда у вас появился страх потери близкого? Был ли у вас опыт внезапного расставания или смерти дорогого человека? Видели ли вы, как это происходило у кого-то, или испытали в детстве сами? Необходимо разобраться именно с этими переживаниями. Если кто-то из ваших детей находится сейчас в возрасте, который попадает в поле страха, то это могло запустить механизм. Впечатлительность натуры добавила тревоги в его копилку.
Для преодоления страха полетов хорошо подходит групповая терапия. Такой формат помогает справиться с аэрофобией за 3-5 групповых занятий. Но бывают случаи, когда страх уходит на короткий промежуток времени или даже на длительный, но потом возвращается. Тогда это требует осознанной работы с психотерапевтом.