Первый раз я вышла замуж в 18 лет, и практически сразу у нас появилась дочь. Но мы постоянно ссорились и в итоге развелись. Я чувствовала себя преданной и брошенной и неожиданно влюбилась в нашего общего друга, у которого недавно умерла от рака жена. Скоро я снова стала женой. Он старше меня на 10 лет. С тех пор почти вся родня будто ополчилась против меня! Родители были удивлены быстрой свадьбе, а родственницы первой жены мужа даже сейчас смотрят на меня с осуждением. Мать первого мужа упрекает, что я не сберегла семью с ее сыном — мы постоянно ссоримся с ней, когда я привожу ей внучку. С новым мужем у нас прекрасная семья, но я все время ревную его к той женщине, все хочу доказать, что я не хуже. Постоянно интересуюсь, удается ли мне так же вкусно готовить, нервничаю, если он сам вдруг вспоминает ее. Он согласился убрать из комнат ее фотографии, перестал ездить на кладбище. Но мне все равно кажется, что он думает только о ней. Мне очень трудно. Не знаю, как перестать ревновать его.
Алина, 21 год
Ваше письмо, Алина, просто кричит об одиночестве и потерянности, которые выбрали для себя форму ревности. Вам очень тяжело. Быстрый развод с отцом вашей дочери. Неожиданный для всех брак по страстной любви с только что овдовевшим человеком, с которым прежде вы дружили семьями. Все эти события создали вакуум вокруг вас.
Вы словно разом оборвали множество связей и отношений, притом не только своих. Сейчас вы окружены кольцом самых разных людей, потерявших если не дорогие, то хотя бы привычные отношения: ваш первый муж, его родители, родственники первой жены вашего мужа… К тому же вы моложе большинства действующих лиц этой истории — вы как будто предлагаете мужу изменить не только памяти покойной жены, но и всему поколению «старших».
Он вроде бы это и делает, но мира и радости вы не находите... Алина, стремясь к любви и счастью, вы задели чувства очень многих людей. Что-то в вас ужасно боится какого-то наказания, расплаты — а поскольку для вас дороги отношения только с мужем, то ваши страхи и отчаянно отрицаемая вина превратились в своего рода одержимость его прошлым и ревность к умершей.
В каком-то смысле вы сами не даете ему проститься с этим прошлым и окружаете ваш союз призраками. То, что муж не ездит на кладбище — не по вашему ли настоянию? — это не победа, а ошибка. Только отдав должное прошлому, его можно отпустить.