Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»
Личный сайт

На улице соседские собаки напали на семилетнего ребенка и его младшую сестру. Покусали его. Теперь он боится засыпать, плачет, говорит, что хочет умереть — лишь бы не вспоминать нападение. До этого случая уже боялся собак. Помогите, как говорить с ним, чтобы успокоить?

Лариса, 64 года

Дорогая Лариса!

Спасибо за ваше письмо. Страшный сон любой мамы. Очень сочувствую вашей ситуации! Помимо сильных чувств ребенка, это, безусловно, может поднимать и собственные страхи, чувство вины и бессилия, ведь невозможно подстелить соломки везде.

Хочу вас успокоить, впереди хоть и долгий путь, но дорога видна. Наберитесь терпения и сил, сейчас ваше участие поможет пусть не изменить, но скорректировать, скажем прямо, восприятие травматичной ситуации. Я расскажу вам о самом бережном подходе, ведь в ситуации, когда ребенок говорит «хочу умереть, чтобы не вспоминать», рефрейминг, например, может быть опасен.

Первое, с чего однозначно стоит начать, даже если страх был бы не таким острым, — это терапевтические сказки. Они обращаются и сознательному и к подсознательному, поэтому очень эффективны. Это могут быть специальные книжки, где уже продуманы сюжеты о самых разных детских переживаниях. В помощь каждому родителю! Вы просто садитесь вечером, в обнимку, читаете сказку, проговариваете, что происходило с главным героем, как он преодолел этот путь.

Важный момент: сказка должна «прижиться». Не просто быть услышанной и «отправиться на полку», а стать частью ребенка

Этого легко добиться, если обсуждать и саму историю, и персонажей, и искать сходства лично с ребенком и окружающей действительностью. «Ой, смотри, это очень похоже на вчерашнюю сказку. Интересно, как бы поступил главный герой, попади в такую ситуацию? Как думаешь?»

Второй вариант, если есть больше времени, сочинить собственную сказку. Плюсов много: главный герой будет ближе к ребенку (у него могут быть такие же волосы, рост, возраст — что угодно), кроме того, погружение в историю произойдет быстрей. Как придумать сказку? Легко! Я дам вам схему, которая называется «Путь героя». Вы просто идете по этому пути, вместе придумывая сюжет на ходу. Главное, чтобы сказка предлагала новый опыт, позитивный исход из ситуации.

Вот короткая схема:

  1. Опишите главного героя (как его зовут, это мальчик или девочка, какой у него характер, что любит). Героем может быть не только человек, но и игрушка/вымышленный персонаж.

  2. Расскажите про его обычную жить: чем он занимается, как проводит дни, с кем дружит.

  3. Придумайте ситуацию, в которую он попадает. Не только она должна быть схожа, но и переживания ребенка. Обговорите их обязательно. Например, «он очень испугался, ему казалось, что выхода нет». Чтобы столько деталей не забылось (вы можете разбить создание сказки на несколько вечеров), можно включать диктофон, а потом переписывать все записанное в текст.

  4. Найдите выхода из сложной ситуации: откуда главнее герой взял ресурс, обратился ли за помощью, как смог преодолеть сложности, какие чувства испытывал.

  5. Сочините позитивный финал: как все разрешилось, что помогло этому, что нового герой о себе узнал, каким он почувствовал себя.

Второе, о чем могу сказать точно: не стоит пытаться убрать всех собак из жизни, потому что произошел такой опыт. Нет, я не о том, что мы теперь сидим по два часа у собачьей площадки или гладим чужих собак, проверяя, укусят или нет. Я о том, что нужно снова учиться доверять. И делать это крайне нежно, по чуть-чуть.

В эту субботу можно посмотреть фото подруги и ее собаки, поговорить об этом. «Страшная собака или милая? Как думаешь, что она любит больше всего?» В другую субботу (я упрощаю) милый фильм с участием собаки. Дальше, например, сесть на лавке напротив собаки. И тоже поговорить об этом. Обязательно! «Как думаешь, ей жарко?» Успехом может стать согласие ребенка вместе съездить в приют, может, даже погулять с безопасной собакой (заранее обговорив страх с волонтером), или отправиться на прогулку с друзьями, если у них есть пес. Главное, делать это бережно, без давления. Если не хочет, окей. Выбираем взаимодействие более легкое.

Чтобы видеть прогресс, можно вести записи, даже короткая заметка через пару месяцев расскажет, какие изменения произошли

Третье: мама — всегда опора для ребенка. Поэтому обязательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Если мама немножко вздрагивает при виде собак, крепко хватает за руку ребенка, только увидев на горизонте хвост, это обязательно выльется в страх собак. Можно подумать, что такой страх послужит безопасности ребенка, но это не так. Во-первых, если ребенок переживает так часто (ведь собаки на каждом углу), его психика все время в напряжении, силы, вместо исследования и изучения мира, тратятся на стресс. А во-вторых, когда нам страшно, мы очень плохо соображаем. Так устроен мозг: вместо размышлений, как можно с холодной головой выйти из ситуации, перед человеком стоит только короткий выбор: бей, беги, или замри. Ребенок может, увидев собаку, побежать через дорогу, например. Просто у него не будет времени думать, решение будет принято немедленно.

Резюмирую еще раз коротко:

  • Терапевтические сказки

  • Бережное привыкание к собакам

  • Чуткое отношение к своему восприятию, которое позволит быть опорой

Лариса, уверена, если вы начнете с чего-то из этого списка, результат будет неминуемо. Это действительно проблема, над которой стоит работать, и чем раньше начать, тем лучше. Поэтому здорово, что обратились! Если сыну не подойдут такие инструменты, есть много других вариантов. Например, на сессиях детского психолога страх можно прорабатывать через игру. В общем, выход всегда есть. Главное, чтобы близкие были рядом!