Моей дочери 4 года и 8 месяцев, в детском саду она дружит с пятилетней девочкой, которая вот уже два года ее кусает и царапает. Я обращалась и к родителям (они мне не верят), и к детсадовскому психологу — она говорит, что агрессии со стороны той девочки не видит, а вот моя дочь якобы царапается. Я не против, чтобы они дружили, но меня не устраивает, что мой ребенок постоянно ходит побитым. Обращалась в управление образования — там посоветовали перевестись в другой садик, но мест не оказалось. Заведующая вызвала психолога из организации, которая осуществляет контроль над детскими садами. Та сказала, что они так «дружат» и что от других детей жалоб нет. Сейчас родительский комитет пишет жалобы на меня и моего ребенка, выставляя нас неблагополучной семьей (я воспитываю ребенка одна) и приписывая моей дочке агрессию. Дочь привыкла к своей группе и к воспитательнице, и я считаю, что не ее, а обидчицу нужно перевести в другую группу, на что мне отвечают, что для нее это станет психологической травмой (хотя она старше). Что мне делать? Кто должен заниматься такими случаями? Собираю объяснительные от руководства садика, чтобы написать в прокуратуру, но толку, думаю, не будет.
Светлана, 38 лет
Светлана, ваша ситуация сложная и длится довольно давно. Думаю, нужно работать сразу в нескольких направлениях.
Вот уже два года другая девочка бьет и царапает вашу дочь, вы пишете в различные инстанции, но результата нет. Вы фиксировали побои и царапины? Важно это делать, чтобы у вас были доказательства. Как вы обращались в управление образования и в каком виде получили ответ? Вы писали официальный запрос на перевод ребенка в другой детский сад и получили письменный отказ? Что вы сделали потом? Обращайтесь в вышестоящие инстанции.
Однако важно понимать, что все эти действия — это история про вас, а не про вашего ребенка. Вашу дочь два года бьют и царапают. Скорее всего, ей от этого очень плохо. То есть речь идет о ее психологическом здоровье и комфорте, однако вы продолжаете настаивать, чтобы в другую группу перевели не ее, а обидчицу. Почему вы так упорствуете?
Вы считаете, что вашему ребенку плохо, и в то же время вы «не против, чтобы они дружили». Для чего вашей дочери дружить с агрессором? Как вообще случилось, что она так долго «дружит» с девочкой, которая бьет? Причем бьет только ее: никто из родителей других детей на девочку не жалуется, а психологи и воспитатели хором отрицают ее агрессивность.
Нужно отталкиваться от психологического комфорта вашего ребенка, от ее желаний и потребностей
Конфликт с родительским комитетом — это уже «расширение» вашего конфликта с родителями ребенка. Как получилось, что несколько взрослых не могут договориться? Кому и на что пишет жалобы родительский комитет? Как вообще сторонние люди оказались втянутыми в ваш конфликт? И причем тут «неблагополучная» и неполная семья? Это совершенно разные понятия, часто вообще не связанные.
И последнее, но, на мой взгляд, самое важное: где в этой истории интересы вашего ребенка? Что она думает и чувствует по поводу этой ситуации? Как ей кажется, почему та девочка ее бьет? Ей нравится с ней общаться? Что ваша дочь понимает под дружбой? Умеет ли она отстаивать свои границы? Хочет ли остаться в группе с этой девочкой или перейти в другую?
В любом случае вам нужно отталкиваться от психологического комфорта вашего ребенка, от ее желаний и потребностей, параллельно учить ее выражать свое мнение, отстаивать границы, формировать представления о хорошем и плохом. Вам же самой будет легче, если вы будете решать данный вопрос, снизив эмоциональный накал ситуации, подходя к ней более сухо, рассудительно, обдумывая все шаги и их последствия.