Почему я работаю в благотворительности
В студенческие годы у меня был опыт работы с детскими домами и семьями-усыновителями. Думаю, это и повлияло на меня — хотелось, чтобы и впредь мой труд менял жизнь людей к лучшему.
После выпуска из университета и опыта в коммерческой организации мне хотелось оказаться в благотворительной сфере. Я стала искать место, где могла бы быть полезной, — четкого представления о том, кому именно и как помогать, у меня тогда не было.
О существовании фонда «Обнаженные сердца» я узнала из интервью Натальи Водяновой в одном из глянцевых журналов. Я прочитала материал, загорелась и отправила письмо. Положительный ответ о том, что меня берут волонтером, определил мою судьбу.
Место, где можно быть вместе
Это было самое начало: тогда мы только начинали создавать инклюзивные игровые пространства — места, где дети вне зависимости от своих физических и ментальных особенностей могут играть вместе.
Уже через несколько лет фонд «Обнаженные сердца» стал развивать новое направление — проекты помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом, церебральным параличом, синдромом Дауна и другим особенностями развития. На тот момент я была уже полноценным сотрудником фонда.
Как не разочароваться
Поводы расстроиться бывают всегда. Но разочарований больше, когда ты ослеплен идеей и у тебя очень большие ожидания. Нужно понять, что люди, которым ты помогаешь, не всегда будут довольны тем, как это происходит, и будут хотеть большего и лучшего (на что они имеют полное право).
Партнеры, с которыми ты добиваешься результатов, не всегда будут признавать степень твоего вклада. Не все доноры благотворительных инициатив понимают, что координирующие их деятельность люди достойны того, чтобы получать зарплату. И таких моментов много, но все это не имеет значения, если не мешает делу.
Надо просто продолжать работать, и делать это действительно хорошо. В конце концов, поддержки и благодарности всегда больше. Просто нам всем свойственно больше обращать внимание на критику, негативную оценку или несправедливость. Оттого мы чаще разочаровываемся.
Удовлетворение и выгорание
Благодаря разнообразию задач у меня всегда есть возможность переключиться. Кроме того, не могу сказать, что нахожусь на передовой с родителями и их детьми.
Кропотливую, ежедневную работу с малышами и взрослыми молодыми людьми с особенностями ведут специалисты наших служб в Нижнем Новгороде и Москве, сотрудники других учреждений, с которыми мы сотрудничаем в разных городах России.
Я преклоняюсь перед их трудом и вкладом в улучшение качества жизни людей с особенностями. И верю, что результаты их работы — когда, например, ребенок с аутизмом впервые смотрит маме в глаза или говорит свое первое слово, — помогают им справиться с выгоранием.
Раньше я не понимала, что отдых — это тоже важно. Но мы все взрослеем и лучше слышим самих себя. Теперь у меня есть выходные, я оставляю себе вечернее время. Нельзя сказать, что оно никогда не пересекается с работой, но в основном это мое время для подзарядки, для общения с семьей и близкими.
Любимый проект
Когда фонд «Обнаженные сердца» решил помочь семьям, воспитывающим детей с особенностями, стало ясно, что больше всего родителям не хватает знаний о программах помощи. Как развивать речь и коммуникацию? Как решить проблемы расстройства приема пищи? Как привить навыки личной гигиены?
Все эти вопросы — ежедневная проблема для взрослых, которые помогают детям с аутизмом, церебральным параличом и другими нарушениями развития. Однако найти достоверную информацию — непростая задача. Специалисты и родители в России изолированы от актуальной информации и мало знают об эффективных подходах к обучению и реабилитации.
Фонд «Обнаженные сердца» начал решать эту проблему. И мы постарались подойти к ней комплексно. Так появилась социально-ориентированная кампания #ЗаПравоНаСчастье.
Кампания поддерживает сразу несколько проектов фонда. Мы обучаем специалистов программе помощи родителям детей с аутизмом «Ранняя пташка». Наш специальный курс уже прошли сотрудники десятков организаций различных городов России и ближнего зарубежья.
Теперь они могут помогать семьям, которые посещают разные организации в своих городах. Кроме того, кампания #ЗаПравоНаСчастье поддерживает работу службы раннего вмешательства Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» в Москве. Его открытие запланировано на осень этого года. Там российские специалисты будут обучаться эффективным методикам работы с детьми с особенностями развития.
Еще одно важное направление кампании #ЗаПравоНаСчастье — развитие информационной платформы «Обнаженные сердца онлайн». Именно там родители и специалисты получают знания о современных программах помощи, эффективность которых доказана.
За год работы платформу посетили более 260 тысяч человек. Получается, что мы помогаем детям, обучая окружающих их взрослых. А это дает малышам возможность пойти в детский сад, школу, завести друзей. То есть жить так же, как живут их ровесники без особенностей развития.
О себе
Когда я полностью ушла в благотворительность, не все в моем окружении понимали меня. Но при этом поддержку родных я чувствовала всегда. Сейчас мне кажется, что среди моих близких и знакомых нет людей, которые бы представляли меня за другим делом.
Если бы я смогла из дня сегодняшнего обратиться к себе в прошлом — к начинающему волонтеру, — то сказала бы, что нужно всегда быть открытой новому, неожиданному. Важно мыслить гибко и очень внимательно относилась к критике и иной точке зрения.
Сегодня я стараюсь почаще благодарить жизнь за то, что мне было дано. За то, что у меня есть. Особенно за людей, которые меня учили, с которыми я дружу, с которыми работаю. В них — большая часть моего счастья.