Воспитываю тринадцатилетнего ребенка одна, его отец иногда звонит, алименты платит с большим трудом, приходится напоминать каждый раз. Ребенок очень тяжело переживал наш разрыв, таил надежды на воссоединение, примирял. Я всегда на работе, времени вместе что-то делать практически нет, это отдаляет нас друг от друга. Стараюсь контролировать по телефону. Проблема накормить, уложить вовремя, поднять к школе, уговорить одеться тепло. В школе, слава богу, порядок, но дома творится кошмар. Каждый день конфликты, слышу в свой адрес много плохого, даже желал мне смерти. Помогите, пожалуйста, разобраться, что же сделать, как правильно себя вести?
Юлия, 37 лет
Интересно, как именно ваш ребенок примирял вас с бывшим мужем, сколько это длилось. Видимо, кто-то из вас сомневался в окончательности разрыва или давал ложную надежду своей неуверенностью в поведении, и ребенок почувствовал себя взрослее вас и пытался воссоединить семью.
Вы не написали про пол ребенка, хотя, может, это и не так важно. Главное, какие отношения были у него с отцом до развода и его сегодняшний возраст. И неясно, сколько прошло времени после развода, встречается ли отец вообще со своим ребенком или только звонит?
Может, ребенок винит вас в том, что у него плохой контакт с отцом? Или мстит как одному из родителей за обоих, за развод, раз нет возможности это высказать отцу. Или винит вас в разводе, или в том, что не сделали все, чтоб сохранить семью. Ведь для детей развод — это катастрофа, хотя они не всегда это понимают и признают.
Это мое предположение о прямых причинах претензий к вам. А есть еще тема пубертатного возраста, когда большинство детей так вызывающе себя ведут. Цель этого периода — сепарироваться, несмотря на то, что они еще зависимы от родителей, и не способны жить самостоятельно.
Касательно проклятий, то их не стоит воспринимать всерьез и обижаться. Он, конечно же, не хочет, чтоб вы умерли. Возможно, он испытывал — или продолжает испытывать — сильную боль из-за развода и таким образом хочет донести это до вас.
Важно больше разговаривать со своим ребенком, восстанавливать диалог с ним, доверие: больше интересоваться его чувствами, интересами, переживаниями. Не нужно концентрироваться только на соблюдении правил и дисциплине.
В этом возрасте пора уже передавать подростку ответственность за свои поступки, предупреждая или напрямую сталкивая с последствиями своих действий: лег поздно — не выспался или опоздал — получил выговор или плохую оценку в школе (раз в школе порядок, то это его будет мотивировать). Не поел нормально — могут начаться проблемы со здоровьем. Оделся легко — можно заболеть и пропустить что-то важное.
Для лучшего понимания подростка и налаживания общения с ним можно почитать книги: «Если с ребенком трудно...» Л. Петрановской и «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «У нас разные характеры. Как быть?» Ю.Б. Гиппенрейтер.