В 12 лет я поняла, что я стеснительная. Очень боялась, что такой и останусь. Пыталась читать статьи на эту тему, но они мне не помогали. На тот момент у меня еще были друзья, я легко формулировала мысли, была на позитиве. Но потом в седьмом классе меня перевели в новый коллектив. Там я начала подвергаться насмешкам, так как у меня была прическа «под мальчика».
И хотя я была скованная, я все равно не оставляла надежды подружиться с кем-либо. Правда, у меня ничего не вышло. Я смогла только примкнуть к компании двух хулиганистых девочек. У меня был небольшой выбор: либо я буду дружить с теми, с кем не хочу, либо останусь одна, и люди подумают, что я изгой.
В восьмом классе я сама себя не узнавала уже. Я стала серой мышью, и дальше все становилось только хуже.
Теперь я окончила школу, сдала экзамены и чувствую себя очень плохо. Каждый раз, когда мне нужно разговаривать с подругами, у меня потеют руки, телефон становится мокрым, мне максимально некомфортно и неудобно. И больше всего мне тяжело из-за того, что раньше я много врала маме. Мне очень обидно, что из-за подруг мне приходилось прогуливать уроки, лазить по гаражам и делать многое другое, чего я не хотела.
Айшат, 15 лет
Дорогая Айшат! Большое спасибо за письмо. Поделившись переживаниями, вы сделали первый, самый сложный шаг. Он не простой, поэтому так здорово, что вы нашли в себе силы это сделать.
Ситуация звучит как западня: с одной стороны, страх показаться некоммуникабельной, с другой — токсичные отношения, которые приходится терпеть. Эти отношения должны были «спасти ситуацию», но в итоге ее усложнили, вплоть до прогулов и секретов от мамы. Давайте поймем, почему все пошло не так, как хотелось.
Вы писали в письме, что боитесь навсегда остаться стеснительной. Страх — нормальная человеческая реакция. Но именно в подростковый период обостряются переживания о чужом мнении. Становится так важно чувствовать себя частью компании, принятой и понятой. Тревога усиливается, если накладываются новые, незнакомые обстоятельства. Например, переход в другой класс.
Но здесь важно признаться, что стеснительность, как и другие черты, лишь одна из ваших граней. Не бороться с ней, ведь она не плохая и не хорошая. Может быть, вы боитесь быть непонятой или осужденной, тогда стеснительность «спасает» от лишнего стресса. Осознавая всю цепочку, мы начинаем работать не со следствием, а с причиной.
А что не так с подругами? Дружба, которой хочется избегать, — последствия отношений, созданных не потому, что чувствуешь настоящую связь с человеком, а из страха остаться в одиночестве. Тогда общение кажется принудительным, любой контакт хочется минимизировать, избежать.
Как всегда в своих ответах, делюсь упражнением. Оно поможет уменьшить неловкость и увеличить уверенность, без зажимания себя при этом в капкан неприятных отношений. Оно зарекомендовало себя в исследовании стеснительности подростков, которое проводили ученые Йельского университета — им точно можно доверять!
Упражнение
Пробуйте подойти к кому-то новому и просто спросить что-то простое:
Время/дорогу — у прохожего;
Зарядку — у официанта/бариста;
Совет по выбору продукта — у сотрудника супермаркета.
Заведите дневник и три-четыре раза в неделю записывайте свои мини-исследования. Что вы чувствовали до, во время и после этого действия. О чем думали? Сначала может быть много мыслей: как это выглядело со стороны, какой вас посчитали. Это и есть работа с причиной, страхом осуждения. Вы мягко, но уверенно идете вперед. Постепенно заметите изменения и ощутите: это не так страшно, как казалось вначале.
Кое-что еще, Айшат. Вы написали, что чувствовали вину перед мамой за то, что врали ей. Это чувство понятно, особенно когда противоречишь своим внутренним принципам. Подростковый возраст — время экспериментов и ошибок. Вы учитесь понимать себя и окружающий мир, и ошибки — нормальная часть этого процесса. Если вы до сих пор чувствуете вину перед мамой, может быть, стоит с ней поговорить. Объяснить ей, что происходило, почему было так сложно. Это может снять груз с ваших плеч, улучшить отношения и подарить поддержку.