Дети в возрасте 4–5 лет начинают задавать взрослым вопросы обо всем на свете. Некоторые из них касаются таких серьезных проблем человеческой жизни и устройства Вселенной, что не только у родителей, но даже у ученых еще нет на них ответов. Попытка дать научно обоснованный, исчерпывающий ответ приводит к тому, что ребенок совершенно запутывается, чувствует беспомощность и приходит к выводу, что задавать вопросы бесполезно. Что делать, чтобы он не остался один со своим неудовлетворенным любопытством и не потерял веру в возможность получить от родителей ответы на любой вопрос?
Приведу в качестве примера историю, которую рассказала мне мама четырехлетнего мальчика. Она стояла с ним на остановке автобуса, сын смотрел на небо и внезапно спросил: «Мама, а почему на небе звезды?» Мама увидела, что все окружающие повернулись к ней, ожидая ее ответа с неменьшим любопытством, чем сын. Кому-то было интересно, как мама объяснит это маленькому мальчику, еще не знакомому с астрономией, а кто-то, возможно, и сам надеялся узнать что-то новое. Ответ мамы был коротким и простым: «Потому, Костя, что на небе нет туч». Окружающие отвернулись, вероятно, разочарованные таким ответом, но сын был вполне удовлетворен: объяснение было ясным и очень наглядным. Действительно, будь на небе тучи, звезд не было бы видно, а для ребенка, ориентирующегося на свои непосредственные впечатления, это ведь то же самое, что их отсутствие. Вера в мамину способность все понять и объяснить укрепилась, а подлинное понимание придет потом.
Нужно искать в таких случаях именно похожие ответы – не заведомо ложные, но и не сложные и запутанные, а использующие прошлые непосредственные впечатления ребенка.
И так же просто, обращаясь к его личному опыту, нужно отвечать на вопросы об отношениях между людьми. Например, если кто-то обидел ребенка и он возмущен, стоит сказать: «Он так поступил не потому, что он плохой, а потому, что ему самому было плохо. Помнишь, как ты скандалил, когда у тебя что-то не получалось в игре?»
Иногда родители просто не понимают вопроса, который вызывает у них их собственные взрослые ассоциации, порой совершенно неуместные. Поэтому, прежде чем бросаться с ходу отвечать, надо уточнить вопрос. Есть такой известный анекдот.
Первоклассник прибегает к маме с вопросом: «Что такое аборт?» Мама в шоке. Как объяснить это ребенку, не вводя его в сложный и непостижимый для него мир взрослой жизни? Но и отказаться от ответа тоже нельзя – он ведь может побежать искать кого-то, кто ответит… И, стараясь отложить ответ, мама спрашивает: «А где ты слышал это слово?» И к своему облегчению узнает, что в классе учительница читала стихи про волны, которые бьются о борт корабля.
Это общий принцип – прежде чем пускаться в объяснение, надо хорошо понять, что тебя спрашивают. Но с детьми это особенно важно. Добросовестный ответ на неправильно понятый вопрос может открыть ящик Пандоры…