За всю мою жизнь мама ни разу не показывала, как меня любит. Она никогда не обнимала, не целовала и даже не поздравляла меня с днем рождения. По ее словам, еда, дом и одежда — это и есть вся ее любовь.
Я с детства старалась хорошо учиться, достигать высоких результатов в учебе и жизни, чтобы она просто сказала «молодец, доченька», но все, что я получаю до сих пор — это холод и какая-то ненависть. Из-за этого я не умею проявлять положительные эмоции, я не умею любить, мне страшно поздравлять людей.
Недавно мы просто лежали, и вдруг мама спрашивает: «Ты любишь меня?» А я даже не знала, что ответить, потому что мне дискомфортно говорить кому-то слова любви. Еще один раз она попросила меня поцеловать ее, а я просто отмахнулась.
Всю жизнь до этого я пыталась обнять, поцеловать ее, сказать, что я ее люблю, но всегда получала: «Отстань, я занята». Теперь, когда я стала ее копией, она решила получить уже моей любви. Я не понимаю, что с ней делать.
Мия, 19 лет
Мия, здравствуйте. Ваше письмо вызывает много печали. Грустно, когда ребенок не получает достаточного количества любви мамы. Потому что отношения с ней оказывают огромное влияние на всю жизнь.
Есть такое выражение — родители любят как могут, но часто не так, как нужно ребенку. Судя по вашему письму, мама выражала любовь к вам только через бытовую заботу. Однако главная ваша потребность в принятии, теплом эмоциональном контакте не удовлетворялась.
Вы пишете, что теперь мама хочет получить любовь от вас. Я могу предположить, что это вызывает у вас много сложных чувств — через ваше письмо я ощутила обиду, раздражение и смятение. И вы имеете на это право. Потому что, требуя любви от вас, мама сейчас хочет увидеть в вас родителя для себя и восполнить свой дефицит тепла. И то, что это вызывает у вас протест, очень понятная реакция.
Вы ничего не должны вашей маме. Это родитель должен давать любовь и тепло ребенку, а не наоборот. Вырастая, дети рождают своих детей и уже им отдают свой ресурс, не требуя ничего взамен. Это естественный ход жизни, который течет только вперед, в будущее.
Ваша мама — взрослая. Она вполне справится без вас и вашей любви, даже если ей это не понравится. Это ваше право — тратить свою энергию только на свою жизнь и свое будущее. В первую очередь заботиться о себе, и это не только про физическую заботу, но и про эмоциональную.
Я вам предложу еще подумать о том, что та мама, которая не давала поддержки и любви в детстве, и та женщина, с которой вы общаетесь сейчас, — это два разных человека. Мама никогда не бывает идеальной — она живая женщина, со своими промахами и выборами.
Часто кроме обиды мы чувствуем тоску — тоску по той самой идеальной маме, которой никогда не было. Важно поддержать вашего внутреннего ребенка, которому все еще одиноко и плохо внутри. Это та ваша часть, о которой важно заботиться. Искать эту заботу надо там, где вы можете ее получить — у себя взрослой, у близких, которые способны поддерживать, в кабинете психотерапевта.
Попробуйте замедлиться и понять, какие чувства поднимаются от детских воспоминаний, когда вам так была нужна мамина любовь, а вы ее не получали
Возможно, это злость на маму, а может быть, грусть и печаль. Ваш детский опыт все еще может болеть внутри вас, и важно его понемногу поднимать и проживать. Только так мы постепенно начинаем чувствовать освобождение.
Это похоже на горевание — когда освобождение и отпускание происходит через проживание боли и бессилие. Необходимо прийти к пониманию, что отношение к вам было несправедливым, но по-другому уже не будет. Вы уже выросли.
В этом есть и хорошая новость — теперь можно делать собственные выборы и заботиться о себе самостоятельно. Вы написали, что стали такой, как мама, но это не совсем так — даже то, что вы написали это письмо, уже говорит о том, что вы ищете свой путь, в котором может быть по-другому.
Вы говорите о себе, что не умеете любить или испытывать положительные эмоции. Это действительно сложно, потому что ваши первые важные отношения были холодными. Тем не менее способность любить присуща каждому человеку. Часто доступ к ней открывается постепенно, когда внутри освобождается пространство от боли.