Педагог, взявшая руководство классом в нынешнем году, стала распускать сплетни о моем двенадцатилетнем ребенке, как среди коллег, так и среди одноклассников. Девочка хорошо учится, не нарушает дисциплины, но не была откровенна с педагогом, когда та начала задавать ей личные вопросы наедине. Все попытки пресечь травлю ученицы педагогом: беседы с ней, со школьным психологом, письменные требования — не принесли ощутимого улучшения, и моя дочь теперь испытывает отвращение при мысли о школе, хотя в предыдущие пять лет училась с интересом и удовольствием. Этот постоянный эмоциональный дискомфорт уже начинает сказываться на успеваемости и даже физическом здоровье моего ребенка. Прошу совета, какие еще могут быть варианты действий?
Людмила, 39 лет
Вы оказались в сложной жизненной ситуации, ведь задача родителя — помогать, оберегать, защищать ребенка ото всех сложностей и несправедливостей жизни. Вы чувствуете свое бессилие перед этими жизненными обстоятельствами. К сожалению, из вашего вопроса невозможно понять и даже сложно предположить, в чем конкретно заключается школьный конфликт, участником которого стала ваша дочь.
В психологическом консультировании контекст крайне важен. Он позволяет адресно помогать людям, учитывая уникальность каждого человека и ситуации. Тем не менее давайте попробуем проанализировать возможные варианты действий в сложившейся ситуации безотносительно контекста.
Даже если ребенок действительно сделал что-то плохое, нарушил правила, если он поступил жестоко, не только родители, но и школа, включая учителей, школьного психолога, директора, должны делать все, что могут, чтобы научить ребенка позитивной коммуникации и социально одобряемому поведению, самоконтролю, а не только учить школьным предметам.
В 12 лет ребенок еще продолжает познавать мир и учиться, как в нем жить. Выбирать добро или зло, «черное» или «белое». В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» в обязанности и ответственность педагогических работников входит соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики, уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений.
Также в обязанности входит развитие у обучающихся не только познавательной активности и самостоятельности, инициативы и творческих способностей, но и формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Стоит отметить и то, что педагоги должны применять только обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы не только обучения, но и воспитания.
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Задача родителей дома, в кругу семьи, — также делать все возможное, чтобы ребенок рос социально адаптированным, соблюдал правила и законы, которые действуют в обществе, пользовался своими правами, развивался, и многое другое.
Статьей 63 Семейного кодекса РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться не только о здоровье, но и о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Известно, что в разных школах учат и воспитывают по-разному. Родители выбирают разные пути преодоления трудностей, схожих с описанными вами. Некоторые забирают ребенка из школы, не справившись с системой, и переводят в другую школу. Другие борются за справедливость, тем самым показывая ребенку свою активную позицию, что можно и нужно справляться с трудностями, бороться с ними.
Если вы знаете, что ребенок оступился, и причина конфликта в его поведении, вы можете научить его справляться с такими ситуациями. Ведь все мы, даже взрослые люди, порой совершаем ошибки, плохие поступки, иногда даже не подозревая, что кого-то обижаем.
Думаю, вам стоит проанализировать сложившуюся ситуацию. Оценить то, что сделала ваша дочь, права она или совершила ошибку в чем-то, что повлекло конфликт и сплетни про нее. Поговорить с девочкой, объяснить ситуацию, как она выглядит глазами взрослого. Спросить у дочери, как она хотела бы разрешить сложившуюся ситуацию.
Сделав выводы, принять решение, либо бороться за справедливость и соблюдение школой законов. Для этого можно обратиться в вышестоящую организацию с жалобой, обратиться к юристам за консультацией. Если нет сил бороться, можно перевести дочь в другую школу и надеяться, что такого больше не повторится.
В любом случае вам стоит говорить об этом с девочкой, обучать ее жизни в социуме, передавать свой опыт и знания. Ведь в 12 лет формируется отношение к себе, к миру, завершается основной этап формирования личности ребенка. Это значит, что сейчас особенно важно помочь девочке сформировать здоровую психику.
Важно, чтобы этот неприятный опыт принес пользу, а не разочарование в жизни. Ведь будут и другие трудности.
Желаю вам принять правильное в этой непростой ситуации решение. И помните, что ваши любовь и забота для вашего ребенка очень важны! Дайте ей знать, что вы на ее стороне, что вы рядом, готовы помочь и советом, и делом.