Встречаемся 5 лет, вместе живем год. Партнер любит меня, выполняет мои капризы, и в целом мы отлично ладим. Но когда ссоримся, он поднимает на меня руку. Предупреждала много раз, что уйду, если снова ударит. Вот только когда он начинает просить прощения, плакать, когда клянется, что любит, — не могу его бросить. Говорит, что если бы не дразнила, не бил бы. Знаю — характер у меня непростой, могу довести так, что он не может контролировать свои эмоции. Потому и не знаю, стоит ли забыть о хорошем, что между нами есть, только из-за рукоприкладства?
Алина, 22 года
Алина, ничто и никто не может оправдать агрессора. Никто и никогда не имеет права в отношениях переступать черту и наносить побои или психологический вред близкому человеку. На мой взгляд, причины агрессии вовсе не в поведении жертвы. С таким же успехом можно считать, что если девушки перестанут носить короткие юбки, изнасилования прекратятся. Или если бы жены перестали спорить с мужьями, те перестали бы их бить.
В вашей ситуации можно говорить про треугольник Карпмана: Агрессор-Жертва-Спасатель. Вы и ваш партнер застреваете в каждой из ролей по очереди. Сначала ваш мужчина выступает в роли Агрессора, он вас избивает. Вы же становитесь Жертвой. Но потом он умоляет о прощении и сам превращается в Жертву. Рассказывает вам про любовь, задабривает подарками. Ну а вы предстаете в роли Спасателя. Вам его жалко. Вы вините себя.
Когда вы угрожаете, что уйдете, вы сами играете роль Агрессора, а он — Жертвы. И кто первым уступит и начнет бороться за отношения, тот и будет Спасателем. И так, пока вы наконец-то не подумаете о себе. Не поймете, что достойны любви без рукоприкладства. Что жизнь может строиться и на радости, и на доверии.
Есть русская поговорка: «Бьет, значит любит!» В ней кроется огромное заблуждение. Да, считается, что русская душа привыкла жить в страдании. Оно ей необходимо. Жертвенность глубоко сидит в наших женщинах. Но на дворе XXI век. И нужно спросить себя: «Неужели я действительно испытываю радость от избиения? Это повышает мое качество жизни? Может, учит чему-то?» И тогда станет ясно, что насилие не ведет к созиданию, оно разрушает. Вспомните фразу: «Дорога жизни должна вести к Храму, а иначе зачем эта дорога?»