Когда я думаю о том, как выглядит человек, который любит свою работу, я представляю Анну Нетребко, в душевном порыве сбрасывающую туфли и танцующую на сцене*. А еще слышу аплодисменты и радостный гул в зале, которые сопровождают каждый ее шаг, каждое движение... Да, прав был Конфуций, который говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»**.
Похоже, нашим героям это удается. Руководитель благотворительного проекта Митя Алешковский делится своим секретом: «Я всегда работаю только там, где мне нравится. К примеру, в банке я проработал всего месяц и сбежал, еще полгода работал в офисе и тоже не выдержал. Для меня важно не просто быть единицей в отчетности, а приносить результат, оставлять после себя что-то хорошее». Дизайнер Вероника Лазарева занимается развитием отечественного посудного бренда, но мыслит гораздо шире — в ее долгосрочных планах создать в России ремесленную школу. Она не представляет свою жизнь без работы, но и обо всем остальном забывать не намерена. Владимир Котенев, проработавший десять лет в большом бизнесе и знающий все процессы от стартапа до продажи компании, рискнул открыть свое дело: «Я отношусь к этому как к этапу самореализации: одно дело работать в штате и реализовывать чужие идеи, и совсем другое — быть автономным и за все отвечать самому». Впрочем, работой вполне может стать и хобби. Яна Агарунова в первую очередь считает себя женой и матерью, а уже потом — ведущей психологических тренингов: «Я осознанно выбрала для себя в семье вторую роль, хотя и считаю наши отношения партнерскими. Просто у нас с мужем разные задачи». А актриса и владелец ресторанов Варвара Турова удивляется, почему нужно обязательно выбирать, ей хочется быть всем и сразу: «Я люблю делать много всего, люблю, чтобы мне было интересно, люблю экстремальные ситуации, в них я чувствую себя лучше, чем в спокойных и стабильных». И хотя в работе каждый из наших героев выбрал свой стиль и ритм, все они чувствуют себя на своем месте. И предлагают нам свои аргументы.
* Видеозапись гала-концерта в Баден-Бадене в 2008 году, где Анна Нетребко исполняет арию Джудитты из одно-именной оперетты Ф. Легара, можно найти на youtube.com
** Конфуций «Суждения и беседы» (Азбука, Азбука-Аттикус, 2011).
Варвара Турова, актриса, совладелец клуба «Мастерская», бара «Леди Джейн», кафе «Дети райка» (в Москве и Санкт-Петербурге)
«Иногда мне говорят, что чем больше я делаю, тем меньше степень моего погружения в каждое из этих дел. И что результат мог быть глубже и лучше, если бы я целиком отдавалась чему-то одному. Давно была бы знаменитой певицей, если бы занималась только оперой. Если бы занималась только ресторанами, они были бы успешнее... Может быть, это и так, но у меня нет возможности проверить, потому что ни одну из этих работ в данный момент жизни я бросить не могу. Все они любимые, иначе я просто не умею. Наверное, мне везет: я делаю только то, что хочу. Конечно, иногда при таком способе жизни бывают сбои. К примеру, неудавшийся спектакль или разборки с кухней... Но хорошего куда больше. Цена моей активности (нескольких разных проектов плюс жизнь на два города) — больше усталости и меньше времени на восстановление. Именно поэтому четыре часа в поезде из Москвы в Питер или обратно — это кайф. Можно никуда не мчаться, спокойно писать текст или читать книжку. А вообще, если честно, мне всю жизнь все дается довольно легко».
Яна Агарунова, 35 лет, руководитель тренингового центра «Земля Ветер Огонь»
«Через три месяца совместной жизни муж сказал мне, что для секса, готовки и уборки дома жена ему не нужна. На мой вопрос «А для чего тогда она нужна?» он ответил загадкой: «Для поддержки». Поскольку ничего объяснить он мне так и не смог, я решила разобраться сама и отправилась учиться. Самым азам: чем отличается мужчина от женщины, какой является мужская функция в семье, а какой — женская, что для каждого из нас значит слово «поддержка» (для мужчин одно, для женщин другое).
Строительство семьи — это ежедневная работа, и сегодня я разделяю ее на четыре сферы: моя личная работа над собой, мой личный рост, потому что мужчина рядом со мной растет и развивается, а я хочу быть ему интересной. Второе — работа над нашими отношениями: я должна понимать, чего хочет муж, и, отталкиваясь от его новых потребностей, отчасти менять свои отношения с ним. Третье — отношения с детьми: их у нас пятеро, они все разные… И четвертая составляющая — работа: я пишу статьи, провожу тренинги, консультации. Я не замкнута на семье, но моя активная деятельность — одна из составляющих моих отношений с мужем. Муж мной гордится, и мне это приятно.
Чтобы все успевать, у меня есть жесткое расписание на неделю вперед. Обычно на работу я выделяю 2–3 часа в день, когда дети идут на занятия, гуляют или спят. В этот строгий график вписывается и рождение детей, хотя на полгода после родов моя активность резко снижается. И только отчасти вынужденно: мне самой хочется больше заниматься ребенком. Сейчас, например, свой дневной график я подстраиваю под пятую дочь — ей всего полгода…
Я осознанно выбираю для себя вторую роль в семье. Но, на мой взгляд, это и есть партнерство: у каждого из нас своя сильная и ведущая роль. Муж — глава в доме, ответственный за материальное обеспечение и безопасность, а я главная в другом — в эмоциональных отношениях, атмосфере в доме, в отношениях мужа и жены. Однажды у меня случился настоящий коллапс с детьми: они не слушались, врали, дрались… Мне стало понятно, что я не справляюсь и надо учиться строить отношения с детьми. Так родилась программа «Искусство быть родителем». В ней много практических рекомендаций, причем все они опробованы лично мной. У нас в семье, к примеру, есть несколько ритуалов. Один из них — «качественное время»: каждый день я провожу полчаса с каждым ребенком наедине, мы делаем то, что ей интересно. Другой ежедневный ритуал: «дележка» — перед сном мы рассказываем друг другу три хорошие новости, три плохие и одну глупость. Это важно, чтобы дети учились принимать свои ошибки с легким сердцем и видеть, что родители не идеальные, тоже могут ошибаться. По пятницам у нас семейные ужины, где мы делимся пятью хорошими событиями за неделю. Такие ритуалы сильно объединяют.
Сегодня я абсолютно убеждена, что все сделала правильно: взаимоотношениям нужно учиться так же, как водить машину или есть вилкой и ножом. Наверное, есть талантливые люди, которые разбираются сами, но большинство (и я в том числе) понятия не имеют, как построить крепкую семью на долгие годы».
Митя Алешковский*, 29 лет, руководитель проекта «Нужна Помощь.ру»
«Я люблю работу фотографа, но не могу заниматься фотографией, когда вижу вокруг столько людей, нуждающихся в поддержке. После успешного сбора помощи для пострадавших в Крымске я понял, что сделаю значительно больше, если буду реальными действиями менять мир вокруг. Когда у нашего благотворительного проекта появились результаты (к примеру, мы не дали закрыть сельскую больницу в Итомле), я убедился, что мы на правильном пути и надо продолжать бить в одну точку. Меня обнадеживают цифры — количество собранных денег и людей, получивших помощь. Вот почему фотография вряд ли вернется в мою жизнь. Я круглые сутки занимаюсь исключительно благотворительностью, в этом теперь все мои мысли и вся моя жизнь».
Владимир Котенев, 32 года, владелец медицинского велнес-центра Float Studio
«Желание открыть собственное дело было у меня всегда, но я понимал, что для этого необходимы опыт и средства. Чтобы не в кавалерийской атаке воплощать свой замысел, а с умом, иначе новый проект не выживет. Опыт работы топ-менеджером в больших компаниях помог мне решиться и осуществить свою давнюю мечту. К тому же появилась интересная идея — создать современный санаторий для тех, кто живет в мегаполисе, много работает и испытывает постоянный стресс. Ведь о том, что это такое, я знаю на собственном опыте. Конечно, в решении открыть свой бизнес есть риски: я не получаю стабильную зарплату, не могу просто так отключиться от дел или уехать в отпуск. Но есть и плюсы. Смена ритма, новая свобода... Все главные решения я принимаю сам».
Вероника Лазарева, 45 лет, креативный директор компании Mateo
«Сначала мне захотелось создать бокалы, которые я сама бы купила. В то время я работала дизайнером интерьеров и считала, что вполне обойдусь двумя коллекциями. Но процесс так затянул меня и моих коллег-художников, что мы бросили все и стали заниматься только посудой. Больше всего в работе мне нравится созидание. Когда ничего не было и вдруг — появилось… Это очень захватывает, но для меня принципиально важно переключаться, чтобы избежать замыленности и хождения по кругу. Мне симпатична такая теория: треть времени уделять работе, а остальное тратить на детей, семью и себя».
* Признан Минюстом РФ «иностранным агентом» 29 июля 2022 года.