Доула смерти, основатель Death Foundation

У дочери в классе (она только пошла в школу) есть девочка, у которой на глазах умерла мама. Поначалу она вела себя нормально, дружила с детками. Но позже начала пачкать чужие вещи, разбрасывать или прятать их по классу, на просьбы перестать себя так вести не реагирует.

Как помочь однокласснице дочери? Возможно, ее поступками движет злость или зависть.

Евгения, 33 лет

Евгения, спасибо большое за вашу заботу об однокласснице вашей дочери — переживать потерю мамы в таком возрасте может быть крайне непросто.

Гнев — это нормально

Я не знаю, есть ли у девочки сейчас поддержка в процессе проживания ее потери (в семье или в школе). То, что вы описываете, похоже на стадию гнева в процессе горевания. Такая ярость может проявляться самым разным образом — в том числе на объекты во внешнем мире. И это вполне естественно.

Меня, скорее, насторожило то, что сразу после смерти мамы девочка вела себя «нормально». Ведь в семь-восемь лет дети уже достаточно хорошо понимают необратимость смерти, соответственно, смерть мамы в таком возрасте — очень травмирующее событие, особенно если это произошло у нее на глазах.

Как помочь девочке? Из простого: в следующий раз, когда она что-то испортит из вещей, можно попробовать поинтересоваться, что она этим хотела сказать, что побудило ее это сделать.

Для более комплексных рекомендаций, конечно, важно знать больше подробностей про структуру ее горя и систему поддержки, но я попробую дать общие комментарии.

Для того чтобы пережить потерю, необходимо проделать «работу горя» — прожить все стадии горевания (отрицание, торг, гнев, опустошенность, принятие) в той форме, в которой они проявляются у каждого конкретного человека.

Для работы горя важны две составляющих

1. Безопасная среда для любых эмоций

И в том числе для гнева, который очень важно не подавлять для возвращения к жизни (стадия отрицания и торга может «заморозить» гнев). ребенку необходимо пространство, где можно плакать, злиться, грустить, рассказывать о своих странных мыслях, говорить о маме, если хочется. В это время рядом должен быть значимый взрослый, который способен это контейнировать (кто-то из родных, у кого есть такие навыки, или психолог, либо специалист по работе горя, доула смерти).

2. Ресурс для того, чтобы проделать эту работу горя

Здесь вопрос об условиях жизни девочки: есть ли папа, в каком он состоянии после смерти мамы, кто заботится о ребенке сейчас, удовлетворяются ли ее базовые потребности.

Также поведение девочки наводит меня на мысль о том (это лишь догадка), что своими действиями она пытается привлечь внимание людей вокруг. Возможно, самый простой разговор о том, как она себя чувствует, и внимательное слушание в ответ поможет ей почувствовать себя более нужной — это ощущение она могла утратить вместе с потерей мамы.

Горевание — комплексный процесс

При попытках интерпретировать поведение девочки важно понимать, что горевание — это комплексный процесс, который состоит из смеси очень интенсивных эмоций и переживаний. Скорее всего, ей сейчас очень непросто. В первые четыре-шесть недель после потери человек может вести себя необычно: меняются сон и аппетит, реакции и уровень энергии, социализация может даваться крайне тяжело, а эмоции порой зашкаливают.

Также важно понимать, что со смертью матери умер целый мир этой девочки. Она утратила роль дочери своей мамы. А эта роль в семь-восемь лет занимает огромную часть детской идентичности. Для того чтобы осознать себя в этом новом мире без мамы, ей потребуется как минимум год — первый день рождения, первый Новый год без мамы… И каждый такой праздник годового цикла может даваться очень болезненно, так как будет вызывать новые «схватки» горя через очередной уровень осознания потери.

Вполне естественна в таких случаях злость на тех детей, чьи мамы живы, — это тоже часть процесса горевания и возможная форма проявления гнева. К этому важно отнестись с пониманием и, по возможности, посочувствовать тем переживаниям, с которыми одноклассница вышей дочери сейчас встречается.

Нахождение с подругами и их мамами в первое время может также быть триггерной точкой и провоцировать «схватки» горя. Это не значит, что таких встреч стоит избегать (ведь в проживании этих «схваток» и заключается работа горя).

Лучшее, что можно в такой момент сделать, — это дать девочке возможность высказаться о своих мыслях и чувствах, слушать внимательно, быть рядом, спросить, как можно было бы сейчас ее поддержать (к примеру, с помощью объятий или прогулки).