Когда в зале ожидания сообщили, что наш рейс до французского Лиона задерживается на три часа, меньше всего я ожидала услышать за спиной радостное: «Вот и отлично — есть три часа, чтобы все спокойно закончить!»
Невольно обернулась. Эта попутчица — в брючках вишневого цвета, нежно-зеленой блузке, со стильным макияжем, — выделялась среди нас, хмурых, невыспавшихся пассажиров, встретивших это сообщение уж точно без слов радости. Судя по всему, нашим «товарищем по несчастью» эта женщина себя явно не считала. «Ну что ж, время выпить кофе, — с улыбкой обратилась она ко мне. — Я здесь видела одно симпатичное кафе».
Моя новая знакомая Елена относилась к тем людям, чья жизненная интонация — голос, взгляд, идеально прямая спина, весь образ, к которому явно приложили творческие усилия, — была способна, что называется, внутренне пересобрать собеседника.
«Путешествие — это всегда маленький форс-мажор», — сказала она, увлеченно выбирая пирожные. Мое раздражение из-за потерянного времени рассеивалось. Любопытство взяло верх, и я спросила ее, чем же она собиралась в эти три часа заняться? Оказалось — своим блогом. Елена шестой год живет в Лионе и пишет о жизни во Франции.
Мое утро эта женщина раскрасила в яркие цвета с той же удивительной легкостью, как и свою жизнь. Почти большую ее часть она провела в маленьком российском городе. Двое детей, с мужем в разводе. В какой-то момент Елена устала требовать у бывшего супруга алименты и поняла, что рассчитывать может только на себя. Днем она работала библиотекарем, вечерами в качестве репетитора давала уроки русского и литературы, а в выходные подрабатывала в магазине одежды.
Ну какие могут быть романтические знакомства в моем возрасте?
«Я любила и литературу, и моду — призналась она. — Поэтому ни на что бы не променяла работу в библиотеке. А когда предложили подработку консультантом, ни минуты не думая, согласилась. Я не только продавала вещи и общалась с людьми, но и занималась витринами, одевая манекены. Потом пошла на курсы стилистов». Тут я поняла, что образ Елены, продуманный, смелый и так четко отражающий ее внутренний мир, неслучаен.
По вечерам она занималась с учениками. Всех их она любила. Эта фраза «Я любила» теперь всегда всплывает в воображении, когда я думаю про мою удивительную попутчицу. Были дети, родители которых попали в сложную ситуацию и не могли заплатить за уроки. С такими ребятами Елена часто занималась бесплатно. Ведь «важно, чтобы детки получили хорошее образование. Мои — все поступали», — призналась она с гордостью.
Когда Елене исполнилось 59, в библиотеке случилось сокращение. Она вышла на пенсию, так как могла себе это позволить — сын и дочь уже выросли. В освободившееся время решила учить французский, о чем мечтала еще в юности, — записалась на курсы, купила учебники. Обучение двигалось не так стремительно, как в молодости, когда схватываешь на лету, но Елена сказала себе — значит, буду двигаться в медленном ритме. Как в танце. Разумеется, она еще и любит танцевать!
Постепенно она все больше влюблялась в язык и культуру Франции: слушала и переводила песни, находила в интернете рецепты французской кухни и готовила сложные блюда. Только вот практиковать устную речь у Елены почти что не получалось. Тогда подруга дочери предложила ей авантюрное, как казалось вначале, решение — зарегистрироваться на сайте знакомств и найти носителей языка, с которыми можно общаться.
«Сначала идея показалась безумной: ну какие могут быть романтические знакомства в моем возрасте», — призналась она. Но, была ни была, — решилась. Указала в резюме, что ищет близкого по интересам человека, с которым могла бы говорить на любимом французском языке. Уровень пока начальный. Наверное, это выглядело несколько странно на фоне остальных, ищущих пару. Сама написала нескольким французам, все они откликнулись. А потом я получила письмо от Клода...»
Пока мы живы — ничего не поздно
Позже он признался, что его восхитила не только улыбка этой белокурой женщины, но и само желание разделить любовь к его родному языку. Чем больше Клод узнавал Елену, тем сильнее его подкупала ее необыкновенная энергия и этот особый род неуспокоенности, свойственный юности. К такой женщине, по его словам, сразу хотелось присоединиться.
Они переписывались каждый день, а потом впервые «встретились» по видеосвязи. Оба сразу почувствовали: между ними пробежало то, что нельзя до конца объяснить. И возрасту это неподвластно. У них возникла традиция — пару раз в неделю встречаться в видеочате за бокалом вина. Елена, невзирая на недостаточное знание языка, чувствовала себя очень комфортно. В конце концов собеседники решили встретиться в реальной жизни. Где? Конечно, в обоюдно любимой Франции!
Елена ничего не загадывала и решила для себя — даже если все закончится одной поездкой, она все равно будет благодарна судьбе за встречу. Но когда они прощались в аэропорту, то уже планировали следующую. Елена снова приехала, ничего не загадывая. И вот — уже пять лет они с Клодом вместе. Через неделю после того, как ей исполнилось 61, они поженились. «Вот так увлечение французским может далеко завести», — со смехом призналась она. А досадная задержка рейса из неприятности превратилась для меня в настоящую удачу.
Мы с Еленой обменялись телефонами и иногда переписываемся. Она шлет короткие, всегда согревающие меня сообщения. Недавно, раздумывая, делать ли мне шаг в новом профессиональном направлении, не рискую ли, не упустила ли время, я решилась, вспомнив ее слова: «Пока мы живы — ничего не поздно».