Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус — индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые метод: МАК, гештальт
В третьем классе меня ночью изнасиловал старший брат. Он был выпивший, работал тогда на стройке, а родители отдыхали в санатории. С нами оставили бабушку, которой не было до нас дела, она спала в дальней комнате возле печки.
Потом, когда я была в четвертом классе, ко мне постоянно приставал другой брат. Он всегда добивался своего. Я очень боялась их, ночами писалась в постель, а потом за это мать ругалась на меня.
Я не могу забыть этого и простить их и мать, из-за этого я не общаюсь с ними и остальными родственниками. Мне очень тяжело быть там, где они.
Сауле, 56 лет
Вы описываете ситуацию сексуализированного насилия в детстве, и вы правы, потеря здесь двойная. Вы потеряли не только безоблачность своего детства, но и тех, кто это сотворил, а также тех, с чьего молчаливого неосуждения происходили страшные вещи. Это родители и бабушка. То есть, по сути, вы оставались в этом опыте без поддержки и защиты.
Я очень вам сочувствую и думаю, что такие истории не должны оставаться безнаказанными или просто замалчиваемыми. Важно говорить о своем прошлом и происходившим с вами системным насилием: физическим, эмоциональным, сексуализированным, хоть это очень непросто, и я искренне восхищаюсь вашей смелостью.
Наша психика сама выбирает момент, когда можно пережить случившиеся ужасы
Обычно это время, когда есть на это силы и ресурсы, когда мы становимся больше, чем те мы, с которыми эти ужасы случились. В детстве этих ресурсов не было, и вы справлялись как могли. Писать в постель — это, возможно, был ваш единственный способ самозащиты от происходящего или способ рассказать, что вы в беде. Но не было того, кто услышал бы ваш крик о помощи и кто спас бы вас тогда.
Однако вы пишете об этом сейчас — значит, сейчас пришло время позаботиться о себе. Именно сейчас вы можете искать возможности, чтобы зло было увидено, чтобы вам была оказана поддержка, восстановлено переживание безопасности, создана отгороженность от тех, кто творил с вами то, что не должно происходить в жизни маленьких девочек. Вы имеете на все это право. Более того, судя по тому, какой вопрос вы задаете, вам все еще больно и эта рана не затянулась…
А еще вы пишете о том, что не можете их простить. Но что это значит? Я так понимаю, никто из них не попросил у вас прощения.
А как можно простить того, кто причинил вам столько боли и горя и не раскаивается в своих действиях?
Что же будет результатом вашего прощения, какое внутреннее событие понимается под прощением? Перестать их винить, найти объяснения их поведению или перестать испытывать боль, страдание и ужас от того, что с вами происходило?
Это три разные задачи, и я думаю, что первые две вообще не нуждаются в решении и в ваших мыслях об этом. А путь к решению третьей из них не обязательно лежит через прощение, а возможно, как раз наоборот, через злость, через черно-белое мышление, через восстановление своего права на защиту и безопасность в отношениях, на то, чтобы быть сильной, защищенной и счастливой.
Есть ли сейчас в вашей жизни ресурсные отношения, в которых вы чувствуете себя как дома? Есть тот, с кем вы могли бы говорить о своем прошлом, кто встал бы полностью на вашу сторону?
Честно говоря, я не очень-то верю в прощение, но думаю, то, что возможно в отношении совершенного с вами зла, — это отпускание. Отпускание прошлого, добаюкивание себя, своей боли, опыта одиночества и беспомощности, и через это — присвоение силы и права быть не согласной. Все это возможно, только когда вы полностью находитесь на своей стороне, не преуменьшая урон, но залечивая раны. Иначе выйдет просто оправдание насилия.