Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант
Был случай насилия со стороны молодого человека где-то год назад, после этого не могу ни с кем построить отношения. Общаюсь, но близко к себе подпустить не получается, все заканчивается истерикой. В итоге отношения не развиваются, потому что новый парень, даже зная проблему, не может меня понять. Понимаю, что дело во мне. Нужно научиться доверять, но я не могу.
Светлана, 21 год
Светлана, женщине, пережившей насилие, всегда трудно построить с кем-то близкие отношения. И если не получается справиться самостоятельно, требуется обращение за помощью к психологу или психотерапевту. Есть много кризисных центров и телефонов доверия для женщин, подвергшихся насилию в разных ситуациях. Потребуется много времени, понимания и заботы, чтобы снова обрести веру в себя и в возможность безопасных сексуальных отношений. Поэтому дело не только в вас, но и в вашем окружении.
Вы не одна. Многие женщины не обращаются за помощью и справляются с этой проблемой в одиночку. Сейчас общество стало внимательнее, и психологическую травму изнасилования приравнивают к травмам, полученным в зоне боевых действий. Переживания женщины в этот момент близки к переживанию потери жизни. Постоянно беспокоят флэшбеки и мысли, что такое может снова повториться. Поэтому трудно начинать новые отношения, хотя и хочется снова влюбиться.
Многие женщины в подобной ситуации описывают чувство бессмысленности, ощущения, что перестаешь чего-то стоить, потому что с тобой в любой момент могут сделать что угодно. Женщины начинают искать свою вину, ненавидеть и нападать на свое тело. Потому что до сих пор сохраняются патриархальные мнения, что ничего не происходит без негласного поощрения женщины и в том, что произошло, есть ее вина. И вы тоже об этом пишете, когда говорите, что новый парень, даже зная проблему, как будто не может ее понять. Казалось бы, что такого? Где граница между сексом и принуждением? Всегда ли женское «нет» — это действительно отказ? Или это просто игра? Наверное, вы можете сталкиваться и с недоверием к себе, поэтому так сложно самой поверить кому-либо.
Чтобы защититься, женщины стараются не думать о произошедшем. Избегают отношений. Не занимаются любовью. Не прикасаются ни к кому или даже вообще перестают что-либо чувствовать. Только все это не помогает
Что же помогает? Постепенное принятие пережитого как негативного опыта. Как того, что произошло, потому что жизнь сложная, иногда опасная, в ней много жестоких и агрессивных людей, и бывает трудно выбраться неповрежденным из выпадающих тебе ситуаций. Но это не имеет отношения к вашим личным качествам, вине, будущему, душе, жизни. Насильник получил на время ваше тело, но это не значит, что он может владеть теперь вашей жизнью.
И это всегда вина насильника. Важно встретить человека, который будет это понимать и сможет быть рядом настолько долго, сколько это понадобится для того, чтобы вы смогли рядом с ним раскрыться, снова почувствовать себя свободной.
Это не просто. Поиск понимания, принятие, борьба за свою внутреннюю свободу займут много времени. Важно получить поддержку тех, кто думает как вы, разделяет понимание произошедшего как травмы, возможно, пережил подобное. «Боль, выраженная словами, становится историей, которая уже принадлежит прошлому. Рассказывая, мы находим смысл в том, что казалось хаосом», — говорит Мюриэль Сальмона, президент французской Ассоциации травматической памяти и виктимологии.
Задача — осмыслить и оставить произошедшее в прошлом. Как факт истории. Но прежде чем его оставить, нужно, чтобы оно было понято, проговорено и отгоревано. Это не сделаешь усилием воли. Требуется время и поддержка, в том числе профессиональная.