Автор книг по детской психологии и психотерапии

Я замужем 12 лет, двое детей. В начале отношений я была сильно влюблена в мужа, но отношения никогда не были спокойными, мы часто ссорились, от чего оба страдали. После рождения детей я полностью погрузилась в семью, а муж в работу, обеспечивал нас всех. С детьми мне совсем не помогал. Муж говорит, что помогал бы больше, если бы я его об этом просила. Но просить не хотелось — я предпочитала, чтобы мне было тяжело. Часто я упрекала мужа в том, что у него все время занято только работой, а он меня в том, что я мало зарабатываю. Мы сильно ссорились. После рождения второго ребенка я пошла на психотерапию и хожу туда уже пять лет. Я начала работать и зарабатывать больше, мое отношение к жизни улучшилось. Но когда муж делает попытки провести со мной время, сблизиться, я чувствую желание его оттолкнуть, как будто мне не хочется его пускать куда-то. Иногда я так и поступаю, и тогда мы ссоримся. Мы живем в разных комнатах, и я не хочу это менять. Муж работает из дома, поэтому мы проводим много времени рядом друг с другом. В глубине души меня устраивает, что он мало общается с детьми, хотя я знаю, что детям необходимы оба родителя. В начале отношений мне очень хотелось быть с ним вместе как можно чаще, я страдала, когда он полностью погружался в работу. А теперь, когда муж говорит, что хотел бы проводить со мной больше времени, что ему не хватает общения (то, что я так мечтала услышать!), у меня нет ни малейшего желания идти ему навстречу. Он начал чаще помогать с детьми, пытается больше участвовать в семейной жизни, но меня это не радует. При этом расстаться с ним я пока не решаюсь. Мне хочется ему отомстить за недостаточное внимание в начале наших отношений? Или это что-то более глобальное?

Екатерина, 35 лет

Думаю, есть несколько объяснений вашего нежелания сближаться с мужем. Обида и злость за прежнее невнимание вполне вероятны. Но если вы долго ходите на терапию, то можете выразить эти чувства, сказать о них мужу и услышать то самое долгожданное «прости». Этот выход кажется весьма простым, но вы почему-то так не поступаете. Вероятно, есть что-то еще — другие желания, противоречащие желанию сближаться.

Возможно, до начала терапии вы возлагали на супруга родительские ожидания. Чтобы он — как папа — замечал вас, признавал ваши достижения и восхищался вами. Чтобы он — как мама — заботился, оберегал и понимал. Но находясь в психотерапевтическом процессе 5 лет, возможно, вы уже проработали родительские ожидания. И сейчас вам хочется видеть в муже мужчину: взрослого, сильного, самостоятельного, но готового к инициативе и созданию совместности.

Если ваш муж не проходил терапию, то, возможно, у вас организовался какой-то разрыв в вашем осознавании себя, в глубине, в степени взрослости. Вы, очевидно, стали более психологически автономной и не нуждаетесь в том, чтобы муж выполнял родительские функции. Быть может, подсознательно вы хотели бы другого мужчину и поэтому не приближаетесь к мужу, и вам не хочется, чтобы дети с ним проводили много времени (хотя им, как вы правильно заметили, необходимо общаться с папой).

Возможно, стоит задать себе вопрос: «Действительно ли я хочу быть с ним, действительно ли выбираю его как своего мужчину?» И уже в зависимости от родившегося внутри ответа предпринимать дальнейшие действия: налаживать отношения и сближаться или же расходиться.