Сын закончил 10 класс, пытаемся настроить его на поступление. Ему как будто все равно, колеблется от архитектора до физика. Жена говорит, что нельзя пускать на самотек. А я думаю — может, дать ему набить шишки?
Илья, 44 года
Не думаю, Илья, что вашему сыну все равно — скорее всего, волнуются на самом деле все: и вы, и он. Юноша сомневается, ведь это первое серьезное решение в его жизни. И никто не знает, как правильно.
Но всем стоило бы отнестись к этой ситуации легче: так устроена жизнь, что все мы постоянно учимся, и это «взрослое» образование — первое, но, скорее всего, не последнее. Его интересы, специализация могут измениться уже в процессе учебы или потом.
Я соглашусь с вами, что это должно быть его решение, но и пускать все на самотек действительно не стоит: человек в десятом классе еще не совсем взрослый. Помогите сыну структурировать огромный поток хаотичных данных: сходите на дни открытых дверей в вузы, познакомьте его с представителями интересующих профессий — архитекторами, физиками.
Проведите профориентацию, подберите курсы, найдите соответствующих репетиторов. Составьте вместе с ним алгоритм поступления. Обсудите, какие для него откроются возможности. Как будет устроен его рабочий процесс? Каков уровень зарплаты? Как он станет взаимодействовать с людьми?
Это мы, родители, знаем, что значит ходить к восьми или девяти утра в офис, что в любой работе часть дел — рутина, и это часто отличается от того, как дети представляют профессию изначально. У нас есть этот опыт, а у них пока еще нет. Когда сын с вашей помощью соберет и проанализирует досье возможностей, его выбор будет более осмысленным.
А еще можно заранее просчитать разные варианты будущего, вплоть до службы в армии, которая тогда тоже станет частью плана. Возможно, задавая вопросы сыну, думая вместе с ним, вы с женой сами испытаете облегчение и запустите процесс вовлечения ребенка, поможете ему преодолеть беспокойство. И тем самым не оставите его наедине со сложной задачей и поможете принять ему это непростое решение.