У меня есть… то есть был друг, с которым я дружила лет с пяти (то есть больше 20 лет). И я, и мой друг всегда были творческими людьми — он играл в КВН, в школьных спектаклях и в итоге стал актером. А я всю жизнь рисовала и придумывала истории. И вот уже после тридцати я решила опубликовать мою первую книгу.
Самиздат — это «сам о себе не расскажешь, никто о тебе не узнает». И вот я стала во всех соцсетях рассказывать про свою книгу, пытаясь заинтересовать народ. Тут мой друг на меня и обрушился, начал мне писать: «Да как ты смеешь расхваливать свое творчество?! Великие классики сжигали свои рукописи, считали свои книги ничтожеством, недостойным прочтения, а ты себя нахваливаешь! Только читатель имеет право на похвалу!»
С тех пор он заблокировал меня везде, прекратил всякое общение — типа, он не будет общаться с выскочками, которые любят себя в искусстве, а не искусство в себе. Мне очень обидно и горько от этого, мы много лет хорошо общались. Почему так вышло? Сказать, что он мне завидует, я не могу — нечему пока завидовать, я пока не достигла больших успехов.
Кстати, не только этот друг от меня отдалился после того, как я начала продвигать свою книгу. Остальные тоже стали меня сторониться и всячески подкалывать. А недавно я узнала, что один очень плохой отзыв под моей книгой оставила одна моя подруга — а ведь плохие отзывы сильно мне вредят, и она это знает. Почему так произошло???
Наталья, 32 года
Наталья, кажется, вас всю жизнь принимали за кого-то другого. Может быть, потому что вы долго не заявляли о себе. Возможно, все привыкли, что вы скромная и не высовываетесь. А теперь вдруг захотели продвигать свою книгу. И это для вас необычно. Когда происходят такие сильные изменения привычных рамок, люди могут быть напуганы и начинают действовать достаточно агрессивно.
Вы говорите, что «завидовать пока нечему». Но зависть может быть к вашей смелости и к тому, что вы решили действовать. Действительно, людям иногда бывает неловко продвигать себя. Но вы это делаете. Зависть — чувство, которое разрушает предмет зависти. Поэтому кто-то может писать плохие рецензии, чтобы книгу никто не купил, или прекращать контактировать, уничтожая дружбу.
Также вашим друзьям может быть неприятно, что вы хотите выделиться, добиться большего
В вашем письме прозвучало слово «выскочка». Иногда знакомым важно идти в ногу, чтобы никто не выделялся. Мы всегда сравниваем себя с кем-то и переживаем, если нас обошли.
Конечно, настоящие друзья не только переживают за себя, но и радуются успехам друг друга. Но при этом здоровое соперничество существует. Возможно, должно пройти некоторое время, чтобы ваш друг посмотрел на себя и на ваши достижения по-новому.
Да, есть такая идея, что успех и талант должны быть признаны только восхищенными читателями, зрителями, критиками, поклонниками или хотя бы издателями.
Но раз вы сами себе издатель, то можете продвигать и хвалить свою книгу как угодно
Потому что действительно истинную цену творению выносит только тот, кому оно предназначено. Талант учителя виден по успехам его учеников. У хорошего кино высокий зрительский рейтинг. Интересные книги быстро раскупают. Людей не проведешь. Поэтому успокойте своего друга: без похвалы читателей книга не состоится. Но помочь им обратить на нее внимание, когда только начинаешь, можно.
Может быть, по мнению вашего друга, вы хвалите свою книгу как-то чрезмерно, продвигаетесь слишком напористо. Вы можете это обсудить. Но мне кажется, большинству авторов нравятся свои произведения, и они желали бы их видеть опубликованными. Сжечь рукопись можно только в момент отчаяния и в сложной мучительной ситуации сомнений. Поэтому мы никогда не узнаем, что же было написано во втором томе «Мертвых душ», который сжег Гоголь. И, вероятно, это большой урон для литературы.
Я думаю, вы можете поговорить с другом и дать ему больше времени, чтобы увидеть вас с другой стороны или понять, что не бросите его, если станете знаменитой писательницей. Потому что вы правы: 20 лет дружбы не проходят даром.