Заместительница управляющей ведет себя странно: если что-то не сделано — ругает меня, если что-то надо сделать — обращается чаще всего ко мне. Если же я прошу ее о чем-то — игнорирует, «забывает», ставит неудобный график работы. Я выполняю ее задания, грубить в ответ не хочу, поскольку она может сделать мою жизнь окончательно невыносимой или добиться моего увольнения. Как правильно себя вести, чтобы она перестала выделять меня из числа коллег?
Катя, 23 года
Катя, давайте начнем с того, что придирки могут быть объективными и субъективными. Бывает так, что подчиненный действительно что-то делает не так, и это становится поводом для предвзятого отношения. В таком случае придется долго и терпеливо выполнять поручения, показывая свою работоспособность.
Во втором случае начальник по каким-то личным мотивам — возможно, неведомым ему самому — раздражается на сотрудника. И в этом случае подчиненному — в данном случае, вам — приходится проявлять свои лучшие качества, чтобы постараться переломить ранее сформированное мнение. Возможно, тогда начальник поймет, что его прошлый негативный опыт никакого отношения к конкретному сотруднику не имеет.
Но не может ли быть такого, что такова политика «обкатки» новых сотрудников? Вы самая молодая в коллективе? Как остальные коллеги приживались на работе? Может, это общий стиль руководства? Возможно, среди ваших коллег есть такие, к которым изначально было такое же отношение? Вы обсуждали свою ситуацию с остальными — с теми, у кого больший опыт работы в этом коллективе?
Как долго продолжаются притеснения со стороны начальства? Как долго без ущерба для своего здоровья и психики вы сможете переносить придирки? До какого предела терпения вы готовы дойти? Рассматриваете ли вы вариант смены работы?
Важно не чувствовать себя обреченной, загнанной в угол. Вы должны сами определять для себя «красную линию», тот предел, до которого вы готовы терпеть выходки начальства ради нужной вам работы. Вы сами должны решать, уйти или остаться, а не переживать, что вас уволят.
Есть ли у вас внутреннее ощущение свободы и компетентности в вашей профессии или вам необходимо одобрение начальства? Можете ли вы принять, что такое отношение с его стороны, как плохая погода, носит временный характер, и это можно пережить без особого напряжения?
Как вы представляли себе процесс взаимодействия на работе?
Из вашего письма мне показалось, что вы боитесь прояснять ситуацию. Однако знайте, что можно, не конфликтуя, акцентировать внимание на неудобном графике, можно настоять, чтобы вас выслушали, можно защищаться от несправедливых обвинений. Возможно, начальство чувствует в вас жертву, которая, боясь сделать еще хуже, готова отказаться себя защищать. Возможно, дело в том, что у вас нет навыка переговоров, и поэтому вы выбираете между терпением или грубостью в ответ, не рассматривая вариант разговора двух уважающих себя личностей. Может быть, данная ситуация в вашей жизни сложилась для того, чтобы вы пересмотрели отношение к себе, своим правам.
В любом случае, пришло время пробовать новые способы выяснения отношений. Вы решаете, что вам делать: терпеть, сбежать, ругаться, жаловаться или договариваться — все можно попробовать.