Психолог, гештальт-терапевт, коуч

Год работаю в известной компании, зарплата хорошая, иногда индексируется. В коллективе 25 мужчин (они «звезды»), и я у них «координатор».

В этом году ставятся невероятные по масштабу задачи (до этого такого не было, задачи были мельче — в пределах нормы), главный ответственный уволился (со словами «Не хочу брать на себя такую ответственность»). И это все дали мне — в довесок к моим стандартным обязанностям. 

Кроме того, некоторые коллеги с благословения начальника валят свою часть задачи на меня, хотя у меня даже нет для этого образования («Надо их разгрузить», «Их нельзя обижать»). Количество функционала уже вышло за все рамки.

Пробовала поговорить и с начальником, и с коллегой. Ничего не помогло. Сегодня узнала, что один из коллег, передав мне свою задачу, в рабочее время ходил смотреть футбольный матч, а потом рассказывал об этом начальнику, футбол — их общее хобби.

Как найти в себе мотивацию дотянуть до премии? Это еще пять месяцев. Как найти в работе что-то хорошее? Да, зарплата сейчас есть не у всех, да, мне с детьми нужны деньги, но все решают финансы… Все психологические методики я знаю, ничего не помогает перед лицом такого свинства.

Снежана, 41 год

Добрый день, Снежана! Понимаю вашу дилемму. С одной стороны, ваши границы в рабочем коллективе жестко нарушаются. С другой — вы осознаете ценность вашей работы.

Если вы позволяете коллегам взваливать на вас чужие обязанности, значит, у вас есть проблема с границами — вы недостаточно четко их проставляете. Почему сотрудники навешивают свои обязанности на вас, а сами ходят на футбольный матч? Вам нужно проработать личные границы и умение их расставлять. Если вы не учились этому, то вполне понятно, что вам сейчас может быть сложно.

Вы пишете, что пробовали говорить с коллегами и начальником, но, возможно, разговор был недостаточно прямым и твердым. Тут важно умение проводить переговоры, используя принцип ассертивности. Изучите его, это поможет вам научиться отстаивать свои интересы и при этом ни с кем не ссориться, чувствовать себя комфортно. 

Предположим, вы руководитель, и в ближайшее время у вас произойдет важная встреча, от которой во многом зависит будущее вашей компании. Образцом ассертивного взаимодействия с сотрудниками будет следующее высказывание: «Мне необходимо получить готовый документ к среде. Состоится встреча, от которой зависит финансовый успех нашей компании. От качества подготовленного документа будет зависеть решение нашего партнера». Вы открыто заявляете о том, что необходимо сделать и в какой срок, объясняете почему. Вы честны и открыты перед сотрудниками.

Примером агрессивного влияния будет: «Чтобы сделал мне презентацию к среде, и никаких отсрочек!» Примером пассивного: «Хотелось бы, чтобы закончили к среде». В последнем случае вы не объясняете срочность и важность данного задания, поэтому его можно трактовать двояко.

Проводили ли вы переговоры таким образом, что их можно было трактовать двояко, или доносили мысль прямо и четко?

Если вы считаете, что вы умеете общаться ассертивно и строить границы, но на вас продолжают навешивать лишние обязанности, то вам необходимо взвесить все и сделать выбор, что вам важнее в данной ситуации: уважение себя и свой психологический комфорт или деньги (предположим, у вас сейчас действительно нет других вариантов работы).

Если последнее, то тогда необходимо принять, что вы идете на этот дискомфорт, поскольку в данном случае вам важнее прокормить себя и детей. И тогда на все психологические манипуляции вы закрываете глаза и не включаетесь в них эмоционально, понимая, что ценность заработка и получения премии для вас сейчас важнее, а вынужденный дискомфорт — временный, поскольку параллельно вы будете искать для себя более подходящий вариант работы.