Мой муж, самый прекрасный мужчина в мире, умер 19 января 2023 года после отчаянной борьбы — рак головного мозга… Он так любил жизнь, мы так любили друг друга! 27 лет вместе — и никто нам не был нужен. Я без него никто.
Таня, 47 лет
Здравствуйте, Таня. Я соболезную вашей потере. Это большая утрата, и вам сейчас приходится очень тяжело.
К сожалению, каждый человек сталкивается с подобными переживаниями и учится жить заново, уже без того, кто умер. Наибольшую боль причиняет сам факт психологического расставания со значимым близким.
В психотерапии считается, что в первое время, в течение полугода после смерти, терапия неуместна и неэффективна. У человека начинается естественный процесс работы горя, и прерывать его не стоит.
Однако если горе настолько велико, что доставляет сильнейшее страдание, то можно и нужно получить психологическую помощь. Это необходимо, чтобы смягчить состояние, поддержать человека и не дать застрять в отчаянии.
Конечно, родные и друзья могли бы оказать поддержку, но они сами порой в неважном состоянии и просто не умеют выносить интенсивное страдание
Терапевт, как правило, менее эмоционально вовлечен и чаще всего оказывает помощь присутствия, выслушивания, переключения и утешения.
Такие ситуации — кризисные в жизни человека, и в них происходит потеря смыслов. Это нормально, потому что в моменты сильного страдания люди не в состоянии увидеть смысл.
Как правило, работа горя имеет этапы: шок, отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Они могут идти в разной последовательности, но самое важное, что со временем боль от утраты становится меньше.
Задача работы горя — проститься со своей потерей. И вот на стадии принятия возможна переоценка ценностей и поиск смысла. В этом могут помочь экзистенциальная и логотерапия. Даже если смысл сейчас не очевиден, это не означает что его нет.
К сожалению универсального смысла нет для всех людей, это индивидуальный поиск. Поэтому стоит обращаться за помощью, чтобы пережить тяжелейший этап в жизни.